Согласно ст. 357 Налогового кодекса декларацию по транспортному налогу представить в инспекцию по итогам 2011 г. необходимо организациям, на которые зарегистрировано хотя бы одно транспортное средство, признаваемое объектом обложения. При этом гл. 28 Кодекса не предполагает случаев, в которых возможно представление в ИФНС нулевой декларации. Так, если сама организация не является плательщиком транспортного налога (а зарегистрированные на нее средства транспорта - объектом налогообложения), то и обязанность сдавать отчетность у нее отсутствует (Письмо Минфина России от 4 марта 2008 г. N 03-05-04-02/14).
В частности, не признаются плательщиками транспортного налога лица, являющиеся организаторами XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи в соответствии со ст. 3 Закона от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ, а также маркетинговые партнеры Международного олимпийского комитета согласно ст. 3.1 данного Закона. Правда, данное правило действует лишь в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и используемых исключительно в связи с организацией и (или) проведением указанных Олимпийских (Параолимпийских) зимних игр и развитием г. Сочи как горноклиматического курорта.
Перечень транспортных средств, не являющихся объектом обложения транспортным налогом, приведен в п. 2 ст. 358 НК и носит закрытый характер. В частности, в нем упомянуты:
- весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью до 5 л. с.;
- легковые автомобили для инвалидов;
- промысловые морские и речные суда и др.
Вместе с тем некоторые транспортные средства в принципе не являются объектом обложения транспортным налогом, поскольку не отвечают признакам такового.
Это важно! Индивидуальные предприниматели декларацию в ИФНС в любом случае не представляют, поскольку самостоятельно транспортный налог не рассчитывают, а уплачивают его на основании уведомления из инспекции как физлица (п. 3 ст. 363 НК).
Пунктом 1 ст. 358 Налогового кодекса виды транспортных средств, которые облагаются транспортным налогом, определены следующим образом: это автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, а также самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и иные водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В этом смысле в отношении автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя более 50 куб. см (или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт), имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, вопросов, как правило, не возникает. Такие ТС регистрируются в ГИБДД (п. 2 Постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 938) и являются полноценным объектом обложения транспортным налогом. Исключение - авто с транзитными номерами. Дело в том, что в таком случае свидетельство о регистрации ТС не выдается, а лишь делается отметка в паспорте транспортного средства (п. 33.2 Правил, утв. Приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. N 1001, Письмо ФНС России от 1 сентября 2011 г. N ЗН-3-11/2995@).
Сомнения может вызвать необходимость уплаты транспортного налога в отношении различных самоходных механизмов, которые, в общем-то, не предназначены и не используются для движения по автомобильным дорогам общего пользования и не подлежат регистрации в Госавтоинспекции. Однако необходимо учитывать, что регистрацией транспортных средств занимается не только ГИБДД, но и Гостехнадзор. Сферой внимания последнего являются как раз тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см, не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования и не подлежащие регистрации в подразделениях Госавтоинспекции (Правила, утв. Минсельхозпродом России 16 января 1995 г.).
Таким образом, при расчете транспортного налога следует учитывать любой самоходный транспорт, не перечисленный в п. 2 ст. 358 НК и зарегистрированный в установленном порядке (Письмо Минфина России от 17 августа 2007 г. N 03-05-06-04/35, Определение ВАС РФ от 28 апреля 2007 г. N 2965/07, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14 июня 2007 г. по делу N А05-10855/2006-18).
Тот факт, что автомобиль зарегистрирован на компанию, еще не означает, что она использует его в деятельности или хотя бы намеревается это сделать. Во-первых, он может быть неисправен и до окончания ремонта попросту бесполезен. Во-вторых, ТС попросту могут угнать, и вернется ли оно к своему владельцу вновь - неизвестно.
Однако, как не устают напоминать хозяйствующим субъектам специалисты Минфина России, неиспользование (или даже невозможность использования) автомобиля в хоздеятельности отнюдь не освобождает налогоплательщика от уплаты транспортного налога (Письма от 24 марта 2011 г. N 03-05-06-04/123, от 3 июля 2008 г. N 03-05-06-04/39). Обязанность по уплате транспортного налога, указывают они, ставится в зависимость исключительно от регистрации транспортного средства (Письмо Минфина России от 1 августа 2011 г. N 03-05-05-04/18). И пока таковое с учета не снято, за его владельцем сохраняется обязанность по пополнению регионального бюджета суммами транспортного налога. Таким образом, если авто застряло на ремонте или погибло во время пожара, ни одна из этих ситуаций не позволяет забыть об исчислении и уплате транспортного налога до тех пор, пока ТС не будет снято с учета. Впрочем, если речь идет о долгосрочном ремонте, то на время такового автовладельцу действительно ничто не мешает снять авто с учета и вновь зарегистрировать, когда оно будет готово к пробегу, тем самым сэкономив на уплате транспортного налога (Письмо Минфина России от 24 марта 2010 г. N 03-05-05-04/06).
Но при использовании этого метода следует учитывать два обстоятельства.
Во-первых, снятие транспортного средства с учета позволяет вовсе не уплачивать в отношении его налог лишь при условии, что авто не было зарегистрировано на хозяйствующего субъекта в течение всего налогового периода. В противном случае налог будет просто рассчитываться с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное ТС числилось за налогоплательщиком, к числу календарных месяцев в году (п. 3 ст. 362 НК). При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимаются за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.
Пример 1. Легковой автомобиль, который был зарегистрирован на ООО "Лютик" в 2007 г., в июне 2011 г. попал в аварию и находится в ремонте. С 17 июля 2011 г. общество сняло его с учета. Поскольку месяц, в котором произошло данное событие, в целях исчисления транспортного налога признается за полный, то за июль налог должен быть уплачен, что называется, "по полной". А поправочный коэффициент, который нужно будет использовать в расчетах налога за год, составит 0,58 (7 : 12).
Во-вторых, без регистрации в ГИБДД ТС не допускается к участию в дорожном движении. А значит, и его использование в деятельности в целях извлечения дохода ставится под сомнение. В связи с этим, как указали эксперты финансового ведомства в Письме от 21 июля 2010 г. N 03-03-06/1/468, с месяца, следующего за месяцем снятия авто с учета, следует прекратить начисление амортизации по нему.
Между тем если ТС угнано, то освободить себя от обязанности по уплате транспортного налога до момента, когда оно будет разыскано, можно и без снятия его с учета. Однако это отнюдь не значит, что можно вообще ничего не предпринимать.
Согласно п. 2 ст. 358 Налогового кодекса транспортные средства, находящиеся в розыске, не являются объектом налогообложения в период розыска. Однако вполне понятно, что факт угона (кражи) еще придется документально подтвердить.
Как пояснили представители Федеральной налоговой службы в Письме от 7 апреля 2010 г. N 3-3-07/475@, в этих целях налогоплательщику понадобится справка об угоне, которая выдается органами, осуществляющими работу по расследованию и раскрытию угонов (краж) транспортных средств. Согласно Инструкции, утвержденной Приказом МВД России от 17 февраля 1994 г. N 58, таковыми выступают органы внутренних дел Российской Федерации. Для пересчета транспортного налога в таких ситуациях за точку отсчета берется дата, которая указана в справке о краже автомобиля.
Пример 2. Легковой автомобиль, который был зарегистрирован на ООО "Лютик" в 2007 г., угнали в июне 2011 г. В справке об угоне, выданной в МВД, стоит дата кражи - 12 июня. Поскольку месяц, в котором произошло данное событие, в целях исчисления транспортного налога признается за полный, то за июнь налог должен быть уплачен, что называется, "по полной". А поправочный коэффициент, который нужно будет использовать в расчетах налога за год, составит 0,5 (6 : 12).
Формула расчета транспортного налога по итогам налогового периода, которым и является год, проста: налоговую базу следует умножить на соответствующую налоговую ставку. Однако оба этих показателя в отношении различных ТС могут определяться по-разному, поскольку зависят от характеристик самого авто (п. 1 ст. 359 НК, п. 1 ст. 361 НК).
К примеру, для автомобилей с двигателем размер налоговой нагрузки определяется таким параметром, как мощность мотора в лошадиных силах, а у разных авто она может отличаться. Аналогичным образом дело обстоит и с валовой вместимостью в регистровых тоннах, которая является ключевым показателем для расчета налога в отношении водных несамоходных (буксируемых) ТС и т.д.
Что же касается ставки налога, то региональные власти вправе дифференцировать таковые в отношении различных категорий ТС, как то: легковой или грузовой автомобиль, мотоцикл и т.д. (п. 3 ст. 361 НК). Помимо этого основой для дифференцирования ставок может стать количество лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологический класс. В любом случае п. 2 ст. 361 НК позволяет региональным властям как увеличивать, так и уменьшать "базовые" ставки, установленные в Кодексе, в 10 раз (Письмо Минфина России от 15 ноября 2011 г. N 03-05-06-04/320).
В том случае, когда ставка налога зависит от количества лет эксплуатации транспортного средства, данный показатель следует определять по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска ТС. В Письме от 27 мая 2011 г. N 03-05-05-01/36 Минфин России отметил, что при этом в расчет необходимо включать и налоговый период, за который уплачивается налог.
Пример. Предположим, что автомобиль был выпущен в 2004 г. При расчете транспортного налога за 2011 г., если следовать разъяснениям специалистов Минфина, отсчет количества лет эксплуатации необходимо начинать с 1 января 2005 г. Таким образом, на 1 января 2005 г. "возраст" ТС составит 1 год, на 1 января 2006 г. - 2 года, на 1 января 2007 г. - 3 года, на 1 января 2008 г. - 4 года, на 1 января 2009 г. - 5 лет, на 1 января 2010 г. - 6 лет, на 1 января 2011 г. - 7 лет.
Сумма налога, фактически подлежащая уплате в бюджет по итогам года, определяется за минусом авансовых платежей, перечисленных в течение налогового периода.
Пример. На ООО "Лютик" зарегистрировано три легковых автомобиля:
- ТС-1 с мощностью двигателя 90 л. с.;
- ТС-2 с мощностью двигателя 75 л. с.;
- ТС-3 с мощностью двигателя 125 л. с.
Сама организация расположена на территории Московской области. Ставки налога, установленные Законом Московской области от 16 ноября 2002 г. N 129/2002-ОЗ, составляют:
- для автомобилей с мощностью двигателя до 100 л. с. - 7 руб/л. с.;
- для автомобилей с мощностью двигателя от 100 до 150 л. с. - 29 руб/л. с.
При этом ТС-3 было поставлено обществом на учет только в июле 2011 г. При расчете транспортного налога в отношении его будет использован коэффициент 0,5 (6 : 12).
Рассчитаем сумму налога, подлежащую уплате в бюджет по каждому транспортному средству:
ТС-1: 90 л. с. x 7 руб/л. с. = 630 руб.;
ТС-2: 75 л. с. x 7 руб/л. с. = 525 руб.;
ТС-3: 125 л. с. x 29 руб/л. с. x 0,5 = 1812,5 руб.
Общая сумма налога составит:
630 руб. + 525 руб. + 1812,5 руб. = 2967,5 руб.
В соответствии с Законом Московской области N 129/2002-03 в течение года ООО "Лютик" перечислило авансовых платежей на общую сумму 1625 руб. Таким образом, сумма налога, подлежащая уплате по окончании 2011 г., составит: 2967,5 руб. - 1625 руб. = 1342,5 руб.
Декларация по транспортному налогу и Порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина России от 13 апреля 2006 г. N 65н (далее - Порядок). Однако еще 9 ноября 2011 г. на официальном сайте ФНС был размещен проект приказа налоговой службы, утверждающего новую форму декларации по транспортному налогу и Порядок ее заполнения. Причем п. 2 данного документа предусматривает, что обновленная форма отчетности должна применяться уже начиная с представления декларации по транспортному налогу за 2011 г. Вместе с тем на момент написания материала приказ ФНС не только не был опубликован, но даже не прошел регистрацию в Минюсте. А при таком раскладе он не имеет силы.
Впрочем, представляется, что если даже новая форма декларации успеет обрести силу непосредственно в канун сдачи отчетности за 2011 г., то разобраться с порядком ее заполнения не составит труда. Так, состав отчетности, согласно проекту, сохраняется прежним. По традиции в него входит:
- титульный лист;
- разд. 1 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет";
- разд. 2 "Расчет суммы налога по каждому транспортному средству".
Однако обновлены коды, используемые при заполнении декларации.
Наибольшие метаморфозы при этом, безусловно, претерпел разд. 2. Однако назначение его осталось неизменным: в нем рассчитываются размер налоговой базы и сумма налога по каждому транспортному средству. Соответственно, по-прежнему он заполняется по каждому транспортному средству, находящемуся на территории соответствующего муниципального образования. А вот возможности составлять один разд. 2 по ТС, зарегистрированному в одном муниципальном образовании, предполагаемая форма декларации по транспортному налогу более не предусматривает. Появились в нем и некоторые новые показатели, например экологический класс, количество полных месяцев владения автомобилем в течение налогового периода или использования налоговой льготы. Да и в целом разд. 2 кардинально поменял свой вид. Но это, в общем-то, относится и ко всей декларации в целом. Дело в том, что отчетность по транспортному налогу - одна из последних форм, которая не переведена в машинно ориентированный формат. Проект приказа ФНС эту задачу решает.
Одной из новинок Порядка по заполнению декларации, который содержится в проекте приказа, является то, что им регламентирована ситуация, когда организацией-правопреемником представляется декларация за последний налоговый период и "уточненка" за реорганизованную компанию (в форме присоединения к другому юрлицу, слияния нескольких фирм, разделения обществ, преобразования одной организации в другую). Здесь действуют те же принципы, которые закреплены в Порядке заполнения новой формы декларации по земельному налогу (утв. Приказом ФНС России от 28 октября 2011 г. N ММВ-7-11/696@). В частности, в титульном листе в этом случае по реквизиту "По месту нахождения (учета)" указывается код - "270" или "216" (Приложение N 3), а в верхней его части указываются ИНН и КПП организации-правопреемника. Между тем в реквизите "Налогоплательщик" при этом прописывается наименование реорганизованной компании.
Для отражения же ИНН/КПП, присвоенных фирме до реорганизации инспекцией по месту ее нахождения, на титульном листе предусматривается специальная строка "ИНН/КПП реорганизованной организации". При этом код ОКАТО в разд. 1 и 2 декларации фиксируется того муниципального образования, на территории которого находится земельный участок реорганизованной организации.
В разд. 1 согласно проекту необходимо расписывать суммы авансовых платежей, уплаченных в течение года за каждый квартал. Впрочем, данное нововведение вполне понятно и логично. Ведь авансовые расчеты по транспортному налогу более не представляются, а значит, у налоговиков нет информации об исчисленных суммах авансовых платежей, подлежащих уплате в течение налогового периода.
Согласно п. 1 ст. 363.1 Налогового кодекса представлять декларацию, так же как и перечислять налог, следует по месту нахождения транспортных средств. А определять таковое, по мнению экспертов ФНС, следует по месту регистрации авто, а не его фактической дислокации (Письмо ФНС России от 11 ноября 2010 г. N ШС-37-3/15203). Такой вывод, указывают они, следует и из пп. 2 п. 5 ст. 83 Кодекса. Неприменим он только в отношении морских, речных и воздушных ТС. Под местом нахождения этих транспортных средств в целях применения норм НК понимается место (порт) приписки, и только при отсутствии такового - место госрегистрации (пп. 1 п. 5 ст. 83 НК).
Таким образом, даже если авто используется обособленным подразделением, но зарегистрировано на головной офис, его необходимо включить в декларацию, представляемую по основному месту учета, и наоборот. Дело в том, что госрегистрация транспортных средств за юридическими лицами в ГИБДД может осуществляться как по месту нахождения компании, так и по месту "прописки" ее обособленных подразделений (п. 24 Правил N 1001). Правда, здесь нужно различать, о какой регистрации идет речь. Так, Правила N 1001 позволяют временно зарегистрировать транспорт, который вывозится в другой регион более чем на два месяца, по его фактическому месту нахождения (п. 3.1 Правил, п. 47 Правил N 1001). В таком случае транспортное средство будет иметь сразу две регистрации - постоянную и временную. В целях уплаты транспортного налога, представления по нему отчетности в данном случае ориентироваться нужно на ту из них, что носит постоянный характер (Письмо Минфина России от 27 декабря 2007 г. N 03-05-06-04/46).
Что же касается техники, поставленной на учет в Гостехнадзоре, то таковая регистрируется лишь по юридическому адресу компании. По иным адресам может осуществляться лишь временная регистрация. Таким образом, в отношении этих ТС уплачивать транспортный налог и отчитываться по нему в любом случае необходимо по месту нахождения головного офиса.
Январь 2012 г.