На настоящем этапе развития налогового законодательства понятие "налоговая оптимизация" в представлении многих бухгалтеров и специалистов в области налогообложения, и тем более налоговых органов, практически сравнялось с понятием "преступление в области налогообложения". Что подразумевает под собой термин "налоговая оптимизация"?
Статья 8 НК РФ дает определение понятию "налог":
"1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований".
Подпункт 1 п. 1 ст. 23 НК РФ устанавливает обязанность налогоплательщиков "...уплачивать законно установленные налоги...".
Налог обладает четырьмя признаками:
- обязательность;
- индивидуальность;
- безвозмездность;
- законность.
Обращаем ваше внимание, что налоговое законодательство не требует от налогоплательщиков максимальных налоговых платежей. То есть законодатель не предусмотрел обязанности налогоплательщика исчислять налог таким образом, что в случае, если законодательство предоставляет налогоплательщику право выбора (за счет содержащих такое право норм закона или за счет несовершенств налогового законодательства), выбор должен быть сделан таким образом, который позволяет получить "на выходе" максимально большой налоговый платеж. Следовательно, учитывая правила п. 7 ст. 3 НК РФ:
"7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика".
Можно сделать вывод, что оптимизация налоговых платежей - законное право налогоплательщика.
Эту мысль можно подтвердить судебной практикой. Конституционный Суд РФ в п. 3 мотивировочной части Постановления от 27 мая 2003 г. N 9-П сделал следующий вывод:
"В случаях, когда законом предусматриваются те или иные льготы, освобождающие от уплаты налогов или позволяющие снизить сумму налоговых платежей, применительно к соответствующим категориям налогоплательщиков, обязанность платить законно установленные налоги предполагает необходимость их уплаты лишь в той части, на которую льготы не распространяются, и именно в этой части на таких налогоплательщиков возлагается ответственность за неуплату законно установленных налогов.
Следовательно, недопустимо установление ответственности за такие действия налогоплательщика, которые хоть и имеют своим следствием неуплату налога либо уменьшение его суммы, но заключаются в использовании предоставленных налогоплательщику законом прав, связанных с освобождением на законном основании от уплаты налога или с выбором наиболее выгодных для него форм предпринимательской деятельности и соответственно - оптимального вида платежа".
Данный вывод суда очень важен, так как именно он подтверждает, что оптимизация налоговых платежей - конституционное право налогоплательщика.
Основываясь на лексике упомянутого Постановления Конституционного Суда, можно сделать вывод, что использование основанных на законе способов сокращения налоговых платежей есть оптимизация. С этим можно согласиться, но такое определение необходимо дополнить. Дело в том, что сокращение законными способами налоговых платежей есть минимизация, которая, в свою очередь, является частью оптимизации налоговых платежей. Оптимизация же представляет собой законное снижение налоговых платежей, недопущение штрафных санкций за нарушение налогового законодательства.
Таким образом, различие между этими двумя понятиями состоит в конечной цели и диапазоне применяемых мер. А именно минимизация - это комплекс способов снижения налоговых платежей за счет использования налоговых льгот, специальных режимов налогообложения и т.д., применяемый к локальным ситуациям. Оптимизация налогообложения - это комплекс мер в области налогового планирования, налогового регулирования и внутреннего налогового контроля, носящих системный характер и направленных на увеличение финансового результата предприятия.
Таким образом, основываясь на действующем законодательстве и позиции Конституционного Суда РФ, можно сделать вывод о законном праве налогоплательщика оптимизировать свои налоговые платежи.