Комментарий к Письму Минфина России от 04.07.2012 N 03-07-08/168 «Об отсутствии оснований для уведомления налоговым органом банка об освобождении его от обязательств по банковской гарантии, выданной налогоплательщику для целей применения заявительного порядка возмещения НДС»
Банки выдают налогоплательщикам гарантии для применения заявительного порядка возмещения НДС. Обязанность уведомлять банки об освобождении от обязательств по этой гарантии возложена на налоговые инспекции. В обнародованном Минфином России Письме от 04.07.2012 N 03-07-08/168 указано, что единственным поводом для направления такого уведомления является отсутствие у налогоплательщика выявленных нарушений по результатам камеральной проверки его декларации.
Заявительный порядок (ст. 176.1 НК РФ) в отличие от обычного порядка (ст. 176 НК РФ) предусматривает возмещение НДС налоговой инспекцией налогоплательщику до окончания камеральной проверки соответствующей налоговой декларации при соблюдении определенных условий. Напомним, что камеральная проверка проводится инспекцией в течение трех месяцев со дня представления декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ).
Одним из условий досрочного возмещения НДС является предоставление налогоплательщиком вместе с налоговой декларацией, в которой НДС предъявлен к возмещению, действующей безотзывной банковской гарантии. В этом случае банк гарантирует уплату в бюджет за налогоплательщика сумм налога, излишне полученного им (зачтенного ему) в заявительном порядке, если по результатам камеральной проверки декларации у налогоплательщика выявят нарушения и досрочное возмещение НДС будет полностью или частично отменено (пп. 2 п. 2 ст. 176.1 НК РФ).
Такая банковская гарантия предоставляет возможность применить заявительный порядок возмещения НДС налогоплательщикам, не относящимся к категории крупнейших, которым банковская гарантия не нужна при соблюдении других условий, установленных пп. 1 п. 2 ст. 176.1 НК РФ для досрочного возмещения НДС.
Инспекция примет гарантию только от банка, включенного в особый перечень, который ведет Минфин. Этот перечень подлежит размещению на сайте этого министерства в сети Интернет (п. 4 ст. 176.1 НК РФ).
Банковские гарантии, выданные филиалами банков, включенных в перечень, от имени этих банков принимаются налоговыми инспекциями как банковские гарантии, выданные самими банками (Письмо Банка России от 01.06.2010 N 04-15-7/2630, доведено до инспекций Письмом ФНС России от 15.06.2010 N ШС-37-3/4049@).
С 1 января 2012 г. налогоплательщик представляет в инспекцию банковскую гарантию (если таковая необходима) в те же сроки, что и заявление об "ускоренном" возмещении НДС (п. 6.1 ст. 176.1 НК РФ).
Если НДС налогоплательщику уже возмещен в заявительном порядке и камеральная проверка завершилась без замечаний, то налоговая инспекция должна в течение семи дней после окончания камеральной налоговой проверки сообщить налогоплательщику в письменной форме о ее окончании и об отсутствии выявленных нарушений. А банку-гаранту не позднее следующего дня после отправки указанного сообщения налогоплательщику инспекция направляет письменное заявление об освобождении банка от обязательств по этой банковской гарантии (п. 12 ст. 176.1 НК РФ).
В комментируемом Письме подчеркнуто, что подобная ситуация - единственный повод для направления налоговой инспекцией такого письменного заявления в банк-гарант. В иных случаях уведомление инспекциями банков, выдавших банковские гарантии налогоплательщикам в рассматриваемых целях, нормами НК РФ не предусмотрено.
Налоговые органы могут отказывать налогоплательщикам в возмещении НДС в заявительном порядке из-за несоблюдения его условий по формальным признакам. Это не мешает в случае успешного окончания камеральной проверки возместить налогоплательщику НДС в обычном порядке, установленном ст. 176 НК РФ (п. 8 ст. 176.1 НК РФ).
Отказать в досрочном возмещении НДС налоговая инспекция может, например, если:
В случае такого отказа банковская гарантия становится бесполезной. Но Налоговым кодексом (ст. 176.1 НК РФ) не предусмотрена обязанность налоговой инспекции уведомлять банк-гарант об освобождении от обязательств по такой гарантии.
Досрочное возмещение налогоплательщику НДС не влияет на ход камеральной проверки его декларации, которая идет своим чередом.
Сумма налога, возмещенная налогоплательщику в заявительном порядке, может превысить сумму налога, подлежащую возмещению по результатам камеральной налоговой проверки. В этом случае налоговая инспекция принимает решение об отмене предыдущего решения о возмещении суммы налога (или о зачете ее в счет задолженностей налогоплательщика), а также решение о возврате (полностью или частично) этой суммы налога как неправомерно предъявленной к возмещению (к зачету) (п. 15 ст. 176.1 НК РФ).
Кроме того, принимается решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в таком привлечении (п. 14 ст. 176.1 НК РФ).
Одновременно с сообщением о принятии указанных решений инспекция направляет налогоплательщику требование о возврате в бюджет излишне полученных им (зачтенных ему) в заявительном порядке сумм.
В данном случае банковская гарантия - это способ обеспечения уплаты налогоплательщиком (принципалом) налоговому органу (бенефициару) указанной денежной суммы. Банк-гарант обязуется заплатить налог вместо принципала по представлении ему бенефициаром письменного требования об уплате (ст. ст. 368, 369 ГК РФ).
Налогоплательщик обязан самостоятельно уплатить суммы, указанные в требовании о возврате, в течение пяти дней с даты его получения (п. 20 ст. 176.1 НК РФ). Если он выполнит это условие, то "страховка" банка может не пригодиться.
Если налогоплательщик не расплатился, то налоговики на следующий день по окончании срока удовлетворения требования, направленного налогоплательщику, направляют банку-гаранту требование расплатиться за налогоплательщика.
Банк-гарант вправе в порядке регресса потребовать от налогоплательщика возместить деньги, уплаченные налоговому органу по банковской гарантии (но не санкций за нарушение самим банком требований ст. 176.1 НК РФ). Это право, а также сумма, подлежащая возмещению гаранту, определяются его соглашением с принципалом, во исполнение которого была выдана гарантия (ст. 379 ГК РФ).
Как уже отмечалось, предоставивший банковскую гарантию налогоплательщик может уплатить излишне полученные в заявительном порядке суммы НДС, а также пени и штрафы. Они указываются в требовании налоговой инспекции, составленном по результатам камеральной налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения. В такой ситуации, как разъяснено в комментируемом Письме, у налоговой инспекции отсутствует обязанность уведомлять банк об освобождении его от обязательств по банковской гарантии.
Срок действия банковской гарантии, выданной для целей применения заявительного порядка возмещения НДС, должен истекать не ранее чем через восемь месяцев со дня подачи налоговой декларации, в которой заявлена сумма налога к возмещению (пп. 3 п. 6 ст. 176.1 НК РФ).
Выдача банковской гарантии является банковской операцией (п. 8 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности"). За эту операцию банку-гаранту уплачивается вознаграждение (п. 2 ст. 369 ГК РФ). Стоимость этой услуги зависит от ряда обстоятельств, включая срок предоставления гарантии, и составляет в среднем от 1 до 10% суммы гарантии.
Перечень условий прекращения банковской гарантии установлен ст. 378 ГК РФ. К ним относятся:
Прекращение обязательства гаранта по основаниям, указанным в пп. 1, 2 и 4 п. 1 ст. 378 ГК РФ, не зависит от того, возвращена ли ему гарантия.
Гарант, которому стало известно о прекращении гарантии, должен без промедления уведомить об этом принципала (п. 2 ст. 378 ГК РФ).
Как мы выяснили, налогоплательщик, чтобы не платить лишнего, может быть заинтересован в сокращении срока действия банковской гарантии, ставшей бесполезной, в разных ситуациях. Однако в силу положений ст. 176.1 НК РФ налоговая инспекция (бенефициар) обязана обеспечить прекращение действия банковской гарантии (направить банку-гаранту письменное заявление об освобождении его от обязательств) только в одном из рассмотренных выше случаев, а именно если камеральная проверка декларации по НДС завершена успешно.
Причем эта обязанность появилась у налоговиков только начиная с 1 января 2012 г. благодаря поправкам, внесенным в ст. 176.1 НК РФ Федеральным законом от 19.07.2011 N 245-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах".
Данное обстоятельство подчеркнуто в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 01.09.2011 N А32-34406/2010. В ситуации, рассмотренной судом, налогоплательщику было накладно платить за банковскую гарантию 2% от ее суммы в месяц до февраля 2011 г., поскольку уже в августе 2010 г. общество получило сообщение инспекции об успешном завершении камеральной налоговой проверки декларации без замечаний. Договором банковской гарантии было установлено, что период для расчета процентов (банковской комиссии) может прерываться в случае возврата гарантии до истечения срока ее действия. Поэтому налогоплательщик просил налоговиков вернуть гарантию банку. Но ему было отказано в просьбе. Суд поддержал налоговиков, сославшись на действующее в спорном периоде законодательство.
Арбитражная практика свидетельствует о том, что возможность прекращения обязательства по банковской гарантии имеется и в случае, если гарантия не пригодилась из-за отказа налогоплательщику в применении заявительного порядка.
В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 16.05.2011 N А52-3118/2010 рассмотрен следующий спор налогоплательщика и банка с налоговой инспекцией.
В целях выполнения условий применения заявительного порядка возмещения НДС налогоплательщик в июле 2010 г. представил в инспекцию банковскую гарантию сроком действия по 31 марта 2011 г. В обеспечение гарантии налогоплательщик заложил банку свое имущество по договору об ипотеке.
Инспекция приняла решение об отказе налогоплательщику в возмещении суммы НДС, предъявленной к возмещению в заявительном порядке. Оспорить это решение в судебном порядке ему не удалось. Тогда налогоплательщик в августе 2010 г. обратился в инспекцию с просьбой отказаться от своих прав по банковской гарантии путем направления в адрес банка заявления об освобождении его от обязательств по выданной банковской гарантии, а также возвратить оригинал банковской гарантии гаранту. Инспекция отказала в этой просьбе.
Налогоплательщик обратился к банку с заявлением о возврате уплаченной ему комиссии за предоставление банковской гарантии и о снятии обременения с заложенного имущества. Банк тоже отказал налогоплательщику.
Тогда налогоплательщик обратился в суд с иском к инспекции об обязании ее направить в адрес банка письменное заявление об освобождении его от обязательств по банковской гарантии.
Судьи заявили, что перечень условий для прекращения банковской гарантии не исключает возможность ее прекращения по общим правилам прекращения обязательств, установленным гл. 26 ГК РФ.
Согласно ст. 417 ГК РФ если в результате издания акта государственного органа исполнение обязательства становится невозможным полностью или частично, обязательство прекращается полностью или в соответствующей части.
Бенефициар (инспекция) не может отказаться от своих прав по банковской гарантии по просьбе принципала (налогоплательщика). Вместе с тем в связи с принятием инспекцией решения об отказе в применении заявительного порядка обеспечительное правоотношение не возникло. Это решение является актом государственного органа, на основании которого обязательство по банковской гарантии прекращено в силу п. 1 ст. 417 ГК РФ.
Таким образом, окружной суд отказался обязывать инспекцию направить банку письменное заявление об освобождении его от обязательств по банковской гарантии. Тем не менее, по мнению суда, эти обязательства прекращены на основании решения налогового органа об отказе налогоплательщику в применении заявительного порядка.
Тогда банк обратился в ВАС РФ с заявлением о пересмотре в порядке надзора этого дела. В Определении от 24.08.2011 N ВАС-11102/11 высшие арбитры подтвердили, что обязательство по банковской гарантии прекращено ввиду невозможности исполнения обязательства. Отказав обществу в возмещении сумм НДС, инспекция не воспользовалась банковской гарантией, следовательно, требование об обязании инспекции отказаться от не возникшего у нее права не основано на законе. В передаче дела в Президиум ВАС РФ банку было отказано.
Порядок налогового учета расходов клиента банка и зеркального учета доходов банка при предоставлении банковской гарантии в случае, если размер комиссионного вознаграждения банку установлен в процентах от суммы гарантии, относится к разряду спорных вопросов.
Судебная практика по этому вопросу пока не сформировалась. А письменные разъяснения чиновников бывают противоречивыми.
Так, в Письме Минфина России от 16.01.2008 N 03-03-06/1/7 отмечено, что расходы на оплату услуг банков, связанных с производством и (или) реализацией, относятся на прочие расходы (пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ), а в остальных случаях - на внереализационные расходы (пп. 15 п. 1 ст. 265 НК РФ).
Если по условиям договора о предоставлении банковской гарантии размер комиссионного вознаграждения банку установлен в процентах от суммы поставляемой продукции, то для целей налогообложения прибыли такие расходы приравниваются к расходам в виде процентов по долговым обязательствам. Особенности налогообложения указанных расходов установлены ст. 269 НК РФ. Напомним, что расходы в виде процентов по долговым обязательствам являются нормируемыми.
Аналогичное (в зеркальном порядке) определение доходов банка в виде вознаграждения за выдачу гарантии в процентах годовых с учетом срока действия гарантии и гарантируемой суммы дано в Письме Минфина России от 24.07.2008 N 03-03-06/2/92. Такие доходы учитываются как доходы в виде процентов по долговому обязательству.
Позже вышли письма с иной трактовкой доходов и расходов по договору банковской гарантии.
В Письме Минфина России от 11.01.2011 N 03-03-06/1/4 сказано, что если банковская гарантия оплачивается за первый год единовременно, а за второй год поквартально, то расходы клиента банка учитываются равномерно в течение срока, на который приобретается гарантия.
Вывод о равномерном распределении расходов клиента банка в виде платы за предоставление банковской гарантии, приобретаемой в целях обеспечения выполнения обязательств по договору в течение срока, на который приобретается гарантия, содержится и в недавнем Письме Минфина России от 19.07.2012 N 03-03-06/4/75.
В Письме финансистов от 17.07.2012 N 03-03-06/1/338 даны аналогичные (в зеркальном порядке) разъяснения о налоговом учете банком его доходов от операций по предоставлению банковской гарантии. Такие доходы необходимо учитывать равномерно в течение срока действия банковской гарантии (оказания услуги) независимо от фактического поступления денежных средств.
Сентябрь 2012 г.