В настоящее время мало кто может отрицать, что с офшорными инвестициями и офшорными банковскими услугами сложилась очень неоднозначная ситуация, связанная с усилением политической борьбы как с компаниями, использующими возможности офшорных юрисдикций, так и с самими юрисдикциями. Примером могут являться действия российских политиков, направленные против утечки капиталов и проведения сделок, связанных с офшорной юрисдикцией на Кипре. Такая борьба спровоцирована кризисным выпадением бюджетных доходов многих стран и заставила страны объединиться и призвать на помощь международные организации.
Инициативы стран "Большой семерки", а также таких международных структур, как Организация экономического сотрудничества и развития, ОЭСР (Organisation for Economic Cooperation and Development - OECD) и Рабочая группа по финансовому действию ФАТФ (Financial Action Task Force - FATF), направленные против процесса отмывания денег и вредоносной налоговой конкуренции, серьезно сказались на привлекательности регистрации компаний (в т.ч. для ведения инновационной деятельности) в офшорных зонах.
Термин "отмывание денег", произошедший от аналогичного английского "money laundering" и так широко вошедший в обиход не только в разговорной речи, но и в официальных документах вышеназванных международных организаций, не несет в себе никакого конкретного смысла. Конечно, все понимают, что речь идет об отмывании "грязных" денег, но почему-то слово "грязных" (англ. dirty) потерялось. Может быть, оно трансформировалось в слово "вредоносная" (по данному поводу употребляют слова harmful - вредоносный, и unfair - недобросовестный, нечестный и т.д.), которое эксперты из OECD посчитали ненужным добавить к словосочетанию "налоговая конкуренция"?
Определение вредоносной (недобросовестной) налоговой конкуренции (harmful (unfair) tax competition) впервые было введено ОЭСР в 1988 г. В специальном отчете были перечислены около 40 стран, расположенных в основном в Карибском бассейне, а также Кипр, Мальта и т.д. В отчете ОЭСР назывались конкретные критерии в отношении того, что подразумевается под вредоносной налоговой конкуренцией. Основными стали офшорный режим (ring-fencing, IBC (international business company) и др.), режим конфиденциальности и отсутствия обмена информацией с другими странами, отсутствие подписанных соглашений об избежании двойного налогообложения и требования ведения бухгалтерской и налоговой отчетности. Помимо островных юрисдикций в первоначальный отчет были включены Кипр, Люксембург, Нидерланды, Лихтенштейн. Даже солидные юрисдикции (например, Бельгия) были причислены к режимам, вредоносным по отношению к другим странам Евросоюза и США, и только потому, что законодательство этих стран содержало специальные налоговые режимы для отдельных видов компаний (например, режим "холдинговых компаний 1929 года" в Люксембурге, режим "координационных центров" в Бельгии, режим "офшорных компаний" в Венгрии, практика выдачи "рулингов" в Нидерландах, режим "международной бизнес-компании" в Мадейре (Португалия) и др.). После обнародования доклада офшорным юрисдикциям было предложено начать сотрудничать, заключить, как минимум, соглашение об обмене информацией и отменить офшорный режим. Некоторые страны выполнили предложенные условия (например, в юрисдикции Британских Виргинских островов (BVI) с 2006 г. для всех компаний установлен налог на прибыль со ставкой 0%, в Мадейре введен закон, постепенно повышающий ставку налога для "международных бизнес-компаний" с их окончательной отменой в 2012 г., в Голландских Антилах введена налоговая система и т.д.). Упомянутые страны к настоящему моменту полностью отменили "вредоносные" налоговые режимы. Новый отчет, выпущенный ОЭСР в 2002 г. (Progress Report), уже не включал страны Евросоюза и содержал гораздо более короткий список "некооперативных" офшоров (на сегодняшний момент он включает не более семи юрисдикций).
В последнее время в США, как и в Европе, борьба против офшоров (направленная в т.ч. против доктрины о тайне банковского вклада) также приобрела острый характер. Например, в июле 2008 г. конгрессмены официально обсуждали доклад на тему "Угроза финансовой системе США со стороны Британских Виргинских островов". Введение в практику работы компаний США статуса "квалифицированного торгового посредника" (что предполагает более строгий контроль над любыми институтами, желающими обойти службу внутренних доходов США и ссылающимися при этом на национальность или специальный налоговый статус), а также законодательная деятельность в банковской сфере под лозунгом "знай своего клиента" явили собой новые условия для работы компаний, при которых принцип конфиденциальности ведения бизнеса в офшорных зонах отходит на второй план во имя международного признания (в первую очередь, признания США). Вслед за США некоторые небольшие страны также подписали соглашения об обмене информацией с более крупными и более сильными государствами в обмен на экономическую и политическую помощь.
Таким образом, выбрать зону для размещения бизнеса, более чем другие чувствительного к инвестиционному климату и требующего более мягкой среды существования (hi-tech и др.), было сложно и в лучшие времена, а сделать это на фоне постоянной неопределенности ситуации, диктуемой политикой ОЭСР и FATF по отношению к офшорному бизнесу, тем более.
Правительство РФ в отношении офшорных юрисдикций настроено тоже весьма решительно, и, по словам представителей экономического ведомства, в ближайшем будущем антиофшорные инструменты будут закреплены и в российском законодательстве. Эксперты из различных отечественных экономических ведомств выражают свое отрицательное отношение к офшорам, констатируя, что несмотря на существующие в России проблемы (рейдерство, разглашение коммерческой тайны, коррупция и т.д.), использование офшоров российскими собственниками бизнеса наносит больший вред стране. Сегодня сложилась ситуация, когда даже типовые соглашения об избежании двойного налогообложения пересматриваются и серьезно анализируются в ряде ведомств.
Более того, на повестке дня давно стоит вопрос о пересмотре соглашений со многими странами, в первую очередь с Кипром. В текущем году согласование определенного количества соглашений об избежании двойного налогообложения прошло со значительными затруднениями. Такие ведомства, как Минэкономразвития России, МВД России, ФСБ России, активно изучают информацию о компаниях и о реализации конкретных проектов на территории других стран.
В настоящее время многие бизнесмены, и в частности имевшие офшорные структуры в составе своих малых и больших холдингов и использовавшие их, например, для инновационной деятельности, других видов инвестирования средств или просто как временное хранилище денег, стали обращать больше внимания на возможности российских особых экономических зон (ОЭЗ).
Административными и законодательными ресурсами ОЭЗ пользовались и ранее. Стоит вспомнить, например, насколько широко использовались в свое время возможности закрытых административных территориальных образований (ЗАТО). Однако приблизительно к 2004 г. все более ужесточающиеся требования к порядку регистрации и ведения бизнеса в ЗАТО практически полностью подавили интерес к ним.
Позже ситуация изменилась, и в целях создания механизма функционирования особых экономических зон, содержащего преференции по трем ключевым для бизнеса направлениям (налоговые и таможенные льготы, государственное финансирование инфраструктуры и снижение административных барьеров), был разработан и принят Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - Закон N 116-ФЗ). Кроме него в настоящее время действуют следующие Законы, регулирующие образование и деятельность ОЭЗ в Российской Федерации:
- Федеральный закон от 31.05.1999 N 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" (далее - Закон N 104-ФЗ);
- Федеральный закон от 10.01.2006 N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 16-ФЗ);
- Федеральный закон от 17.05.2007 N 84-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5 и 23 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", статью 89 части первой Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 288.1 и 385.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 84-ФЗ).
Началом существования особых экономических зон в России можно считать 90-е годы прошлого века. Создатели концепции ОЭЗ полагали, что их существование будет стимулировать развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, развитие импортозамещающих производств, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы.
Высокотехнологичные отрасли предполагалось развивать с помощью внедрения так называемых инноваций, т.е. процессов, направленных на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новые или усовершенствованные продукты, технологические процессы, используемые в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки (см. Постановление Правительства РФ от 24.07.1998 N 832 "О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998 - 2000 годы"). В сущности, инновационная политика - это направление государственной деятельности, связанное с формированием научно-технической политики и осуществлением мер по ее реализации в интересах государства, национального капитала и научного сообщества в сфере создания, освоения в производстве и продвижении на рынок научных, технологических и организационно-управленческих новшеств с целью развития экономического и научного потенциала страны. На практике развитие такого потенциала связано, как правило, с созданием специальных территорий, в которых предоставляются наиболее благоприятные экономические и юридические условия для функционирования. Первые шаги по созданию подобных территорий в нашей стране были связаны с введением в действующее законодательство таких нормативных правовых актов, как Постановление Верховного Совета РСФСР от 14.07.1990 N 106-1 "О создании зон свободного предпринимательства", а также Указ Президента РФ от 04.06.1992 N 548 "О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации". Различные международные договоры, правительственные распоряжения и постановления также регламентировали многие вопросы, касающиеся режима экономических зон. Однако использование в основном подзаконных актов для целей правового регулирования функционирования СЭЗ не обеспечивало надлежащий уровень правовой защиты инвестиций.
Заявленные при создании СЭЗ основные цели не были достигнуты, т.к. в большинстве случаев компании регистрировались на соответствующей территории, пользовались полученными привилегиями, а деятельность свою осуществляли за ее пределами, и, таким образом, зоны функционировали по сути в режиме офшоров, и лишь учрежденные на законодательном уровне ОЭЗ в Калининградской и Магаданской областях функционируют и в настоящее время.
Однако ошибки, допущенные в ходе реализации положений нормативно-правовых актов, регулирующих функционирование прежних экономических зон в России, в определенной мере позволили ускорить переосмысление промышленной политики страны.
На сегодня инициативы Правительства РФ, направленные на создание благоприятного инвестиционного климата, имеют цель вновь популяризовать идею ОЭЗ, под которую постепенно создается новая законодательная база.
В России уже созданы или планируются к созданию ОЭЗ почти всех основных типов, распространенных в мире: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые. Еще в 2005 г. в ходе конкурса, проведенного на основе поступивших заявок, Правительством РФ было принято решение о создании двух ОЭЗ промышленно-производственного типа (Республика Татарстан и Липецкая область) и четырех - технико-внедренческого типа (г. Москва, Санкт-Петербург, Дубна, Томск) (см. Постановления Правительства РФ от 21.12.2005 N N 779 - 784). Уже созданы или планируются к созданию ОЭЗ туристско-рекреационного типа в Алтайском крае, Иркутской области, Бурятии, Краснодарском и Ставропольском краях и Калининградской области.