Федеральным законом N 213-ФЗ внесены изменения в законодательство, в частности в Федеральный закон N 27-ФЗ в отношении периодичности представления страхователями сведений о страховых взносах и стаже. В 2010 г. такие сведения должны быть представлены два раза - по итогам полугодия 2010 г. (до 1 августа 2010 г.) и по итогам года (до 1 февраля 2011 г.).
В этой связи приобретает особую актуальность вопрос ответственности за непредставление (несвоевременное представление) сведений в ПФР страхователями.
При представлении сведений о застрахованных лицах страхователи должны руководствоваться следующими нормами законодательства.
Норма законодательства |
Содержание нормы |
Федеральный закон N 167-ФЗ |
|
Статья 13 |
Страховщик имеет право проводить проверки правильности начисления и уплаты страховых взносов страхователем в ПФР, проверки документов, связанных с представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц; требовать и получать у плательщиков страховых взносов необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну |
Пункт 2 ст. 14 |
Страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения |
Федеральный закон N 27-ФЗ |
|
Пункт 1 ст. 11 |
Страхователи представляют в органы ПФР по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров |
Пункт 2 ст. 11 |
Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения. Дополнительно к сведениям, предусмотренным настоящим пунктом, страхователь один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц |
Статья 17 |
За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся за отчетный год платежей в ПФР. Взыскание указанной суммы производится органами ПФР в судебном порядке |
Федеральный закон N 213-ФЗ |
|
Пункт 12 ст. 37 |
В целях реализации Федерального закона N 27-ФЗ отчетными периодами в 2010 г. признаются полугодие и календарный год. Страхователи за первый отчетный период 2010 г. (полугодие) представляют сведения, предусмотренные Федеральным законом N 27-ФЗ, до 1 августа 2010 г., за второй отчетный период 2010 г. (календарный год) - до 1 февраля 2011 г. |
Постановление Правления ПФР от 30.01.2002 N 11п "Об утверждении Методических рекомендаций по организации и проведению документальной проверки достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении), доходе застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования" |
|
Документ рекомендуется для использования территориальными органами ПФР при проведении документальных проверок достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений и единого подхода к оценке информации, необходимой для назначения государственных трудовых пенсий, содержащейся в представленных индивидуальных сведениях по общему, специальному трудовому стажу и заработку (вознаграждению), доходу застрахованного лица, а также о страховых взносах в ПФР за периоды до 1 января 2002 г. |
Какая ответственность предусмотрена за несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах? Применима ли в данном случае ответственность, предусмотренная п. 3 ст. 27 Федерального закона N 167-ФЗ, или необходимо руководствоваться нормой ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ?
Законодательством предусмотрена ответственность:
- ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ: за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся за отчетный год платежей в ПФР. Взыскание указанной суммы производится органами ПФР в судебном порядке;
- п. 3 ст. 27 Федерального закона N 167-ФЗ: неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с данным Законом это лицо должно было сообщить в орган ПФР, влечет взыскание штрафа в размере 1000 руб. За те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, предусматривается взыскание штрафа в размере 5000 руб.
При несвоевременном представлении сведений о застрахованных лицах страхователь совершает правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ. Данный вывод подтверждает и арбитражная практика (см., например, Постановления ФАС ВСО от 28.03.2006 N А58-4029/05-Ф02-1203/06-С1, от 11.04.2006 N А58-4030/05-Ф02-1371/06-С1). Как указывают судьи, норма ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ является специальной по отношению к норме ст. 27 Федерального закона N 167-ФЗ. При конкуренции общей и специальной норм применению подлежит специальная норма.
Данный вывод содержится также в Постановлении от 29.06.2004 N 13-П, в котором Конституционный Суд отметил, что в отношении федеральных законов как актов одинаковой юридической силы применяется правило "lex posterior derogat priori" ("последующий закон отменяет предыдущие"), означающее, что, даже если в последующем законе отсутствует специальное предписание об отмене ранее принятых законоположений, в случае коллизии между ними действует последующий закон; вместе с тем независимо от времени принятия приоритетными признаются нормы того закона, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений.
То есть специальный Закон о персонифицированном учете (Федеральный закон N 27-ФЗ) имеет в данном случае большую силу, чем Закон о пенсионном страховании (Федеральный закон N 167-ФЗ).
Размер санкций исчисляется от суммы платежей только в отношении лиц, на которых представлены неполные сведения
Приходя к подобным выводам, судьи приводят позицию, изложенную в п. 16 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 N 79: размер штрафа, подлежащего взысканию за представление неполных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, следует определять от суммы платежей только в отношении тех застрахованных лиц, о которых представлены неполные сведения.
Указанный подход, по мнению суда, отражает позицию законодателя, обеспечивающую индивидуализацию мер ответственности. В ином случае, когда производится расчет штрафа исходя из общей суммы страховых взносов, уплачиваемых страхователем, размер ответственности фактически зависит не от тяжести совершаемого правонарушения, а от численности работников.
Аналогичная позиция высказана и в Письме ПФР от 28.06.2006 N КА-09-26/6784 "О взыскании сумм от применения финансовых санкций": территориальным органам ПФР следует четко руководствоваться положением п. 16 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 N 79 и обращаться в судебные органы с исками к страхователям-работодателям о взыскании сумм от применения финансовых санкций за непредставление в установленные сроки либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, исходя из размера 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в ПФР только в отношении тех застрахованных лиц, за которых вовремя не представлены либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения.
В базу для расчета берутся платежи за год, а не за иной период
В Постановлении ФАС ВВО от 22.07.2008 N А29-8880/2007 судьи столкнулись с ситуацией, когда за непредставление сведений о застрахованных лицах за 2006 г. ПФР рассчитал размер штрафа исходя из суммы авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за I квартал 2006 г.
Отказывая ПФР в удовлетворении требований, судьи указали, что из нормы ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ следует, что законодатель установил базу для расчета финансовой санкции исходя из причитающейся суммы годовых платежей и не предусмотрел иного метода расчетов.
Как указано в Письме ПФР от 14.12.2004 N КА-09-25/13379, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также если он в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом ПФР ошибки, ПФР считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные ч. 3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
По мнению специалистов ПФР, такой правоприменительный подход позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, снизить напряженность во взаимоотношениях между страхователями и органами ПФР, а также послужить дополнительной аргументацией при защите интересов ПФР.
Следует отметить, что судьи придерживаются аналогичного мнения (см., например, Постановления ФАС ПО от 12.10.2009 N А65-9975/2009, ФАС ДВО от 16.02.2009 N Ф03-6303/2008).
Ситуация, рассмотренная судьями Северо-Западного округа (Постановление от 17.12.2008 N А05-5060/2008), конечно, не является типичной, но от того не перестает быть интересной, в том числе и для понимания механизма применения нормы ч. 3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Страхователь представил сведения о 26 физических лицах, в число которых входили 17 лиц, не являющихся работниками страхователя и не связанных с последним гражданско-правовыми договорами. Далее, на 17 человек, в отношении которых организация не признавалась страхователем и которые не являлись застрахованными лицами, были представлены отменяющие и корректирующие сведения.
ПФР привлек организацию к ответственности, рассчитав штраф с суммы страховых взносов, исчисленной в отношении всех 26 физических лиц. Рассмотрев дело и определив, что, поскольку в данном случае. в установленный срок представлены достоверные сведения в отношении застрахованных лиц, суды правомерно указали на отсутствие оснований для взыскания со страхователя штрафных санкций на основании ст. 17 Закона N 27-ФЗ. Кассационная инстанция поддерживает вывод судов о том, что размер штрафа неправомерно исчислен фондом исходя из страховых взносов, начисленных в отношении застрахованных лиц, на которых представлены достоверные сведения.
Проблема привлечения к ответственности за несвоевременное представление сведений в ПФР физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, заключается, во-первых, в нечеткости формулировки законодательства, а именно определения таких понятий, представленных в Федеральном законе N 27-ФЗ, как "страхователь" и "физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы", а во-вторых - в отсутствии прямого указания на срок представления сведений для физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, в Федеральном законе N 27-ФЗ, при этом наличие данного срока оговорено в Инструкции N 987н.
Значительное количество судей при решении этого вопроса встают на сторону страхователей, указывая, что Инструкция не может устанавливать сроки, не предусмотренные законом (см., например, Постановление ФАС ВСО от 16.12.2008 N А78-3650/08-С3-10/108-Ф02-6226/08). При этом цепочка рассуждений такова.
Определение понятий "страхователь" и "физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы" дано в ст. 1 Федерального закона N 27-ФЗ, согласно которой к страхователям в числе прочих относятся индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы.
Физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, являются индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные категории граждан, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом N 212-ФЗ.
Следовательно, в целях организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, могут быть отнесены как к категории страхователей, так и к категории физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы.
К сведению. Индивидуальный предприниматель может быть отнесен к категории "страхователь" в соответствии с Федеральным законом N 27-ФЗ только в том случае, если он осуществляет прием на работу по трудовому договору, а также заключает договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы (Постановление ФАС СКО от 26.10.2009 N А63-19572/2008-С3-2).
Пунктом 2 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ срок представления сведений в ПФР установлен только для страхователей. Как указывают судьи, в случаях, когда у индивидуального предпринимателя нет наемных работников, он не может быть привлечен как страхователь к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Также судьи указывают, что срок представления сведений данной категорией лиц Законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ не установлен.
Предусмотренная п. 5 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, представлять страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования, другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии, не обусловлена каким-либо сроком, следовательно, за нарушение этой обязанности неприменима и ответственность, предусмотренная ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ, резюмируют судьи ФАС СКО в Постановлении от 26.10.2009 N А63-19572/2008-С3-2.
Подтвердили данную позицию судьи высшей арбитражной инстанции (Определение ВАС РФ от 06.08.2009 N ВАС-7802/09, Постановление Президиума ВАС РФ от 15.09.2009 N 7802/09).
Однако нельзя не учитывать решения некоторых судей (см., например, Постановления ФАС ЦО от 26.06.2008 N А14-12103/2007/57/26, ФАС ВВО от 05.02.2008 N А11-4623/2007-К2-21/296, от 18.04.2007 N А79-11235/2006, ФАС МО от 26.02.2007, 05.03.2007 N КА-А41/970-07), которые, также основываясь на нормах Федерального закона N 27-ФЗ и Инструкции N 987н, приходят к выводу, что срок представления в Пенсионный фонд Российской Федерации обязательных сведений физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, установлен. И это срок, определенный Инструкцией N 987н.
Рассмотрение вопроса об ответственности за непредставление сведений о застрахованных лицах было бы неполным без упоминания об обстоятельствах, ее смягчающих. Этот аспект является весьма актуальным, поскольку в некоторых случаях размер штрафа может быть существенно снижен.
Говоря о смягчающих обстоятельствах для данного вида правонарушений, следует отметить, что в этом вопросе произошли определенные изменения, а именно изменились нормы законодательства.
До 01.01.2010 ч. 3 ст. 2 Федерального закона N 167-ФЗ была представлена в следующей редакции: правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено Законом N 167-ФЗ.
Поскольку Федеральным законом N 167-ФЗ не предусмотрена возможность уменьшения финансовых санкций, применяемых к организациям при наличии смягчающих обстоятельств, необходимо было обращаться к положениям налогового законодательства РФ.
В соответствии с п. 4 ст. 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются при применении налоговых санкций.
С 01.01.2010 ч. 3 ст. 2 Федерального закона N 167-ФЗ изложена в новой редакции: правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Следовательно, сейчас для определения наличия смягчающих обстоятельств следует обращаться к нормам Федерального закона N 212-ФЗ.
Так, Федеральным законом N 212-ФЗ предусмотрено наличие обстоятельств, исключающих вину лица в совершении правонарушения (ст. 43), и обстоятельств, смягчающих, а также отягчающих ответственность за совершение правонарушения (ст. 44).
Обратите внимание! Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
К обстоятельствам, смягчающим ответственность за совершенные правонарушения, Федеральным законом N 212-ФЗ отнесены:
- совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
- совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
- тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения;
- иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
К сведению. Обстоятельством, отягчающим ответственность за совершение правонарушения, Федеральным законом N 212-ФЗ признается совершение правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.