Цена представляет собой денежное выражение обязательства произвести платеж за проданную (поставленную) продукцию, выполненные работы или оказанные услуги.
Рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.
Согласно п. 6 ст. 40 НК РФ идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель. Незначительные различия во внешнем виде товаров могут не учитываться.
Признаки однородности товаров определены п. 7 ст. 40 НК РФ. Такие товары, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются, в частности, их качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения.
Как указано в ст. 40 НК РФ, рыночная цена определяется с учетом обычной при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки. В частности, учитываются скидки, вызванные:
- сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары;
- потерей товарами качества или иных потребительских свойств;
- истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;
- реализацией опытных моделей и образцов товаров с целью ознакомления с ними потребителей;
- маркетинговой политикой организации.
Нужно отметить, что данный перечень скидок неисчерпывающий, следовательно, количество скидок, к которым проверяющие органы должны относиться благосклонно, может быть и расширено. Однако в связи с тем что перечень скидок, указанных в ст. 40 НК РФ, носит общий характер, часто между торговыми организациями и проверяющими органами возникают конфликты, в которых налоговые органы требуют от торговой компании доказать правомерность использования того или иного вида скидки, поскольку в ст. 40 НК РФ перечислены скорее их группы, нежели виды. Например, если организация применяет в своей деятельности скидку в размере, превышающем 20% от уровня рыночных цен на идентичный или аналогичный товар, то при отсутствии у нее маркетинговой политики ей придется доказывать основания ее применения. В частности, если скидка связана с изменением потребительского спроса, то, соответственно, организации потребуется представить в налоговый орган результаты маркетингового исследования, которые действительно подтверждают, что спрос на товары упал и организация вынуждена снизить на этот товар цену. В качестве доказательства в такой ситуации могут быть использованы данные организации об объеме продаж по этому виду товара за последние несколько месяцев.
При определении рыночных цен принимаются во внимание:
1) сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми.
При этом сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц;
2) сделки между взаимозависимыми лицами, но только в тех случаях, когда взаимозависимость этих лиц не повлияла на результаты сделок.
Повлияла ли взаимозависимость лиц, совершающих сделку, на ее результаты, должны доказывать налоговые органы;
3) информация о заключенных на момент реализации товара или услуги сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях.
Такие сведения могут быть предоставлены в виде документов, содержащих данные об уже совершенных сделках к моменту реализации новых товаров, работ, услуг.
В частности, учитываются следующие разумные условия сделок, которые могут оказывать влияние на цены:
- количество (объем) поставляемых товаров (например, объем товарной партии).
Так, количество товара, подлежащего передаче покупателю, предусматривается договором купли-продажи в соответствующих единицах измерения или в денежном выражении. Условие о количестве товара может быть согласовано путем установления в договоре порядка его определения.
Если договор купли-продажи не позволяет определить количество подлежащего передаче товара, договор не считается заключенным;
- сроки исполнения обязательств (по договорам поставки товаров, по возмездному оказанию услуг и т.п.).
К примеру, ст. 508 ГК РФ предусматривает следующие периоды поставки товаров по договору поставки: в случае, когда сторонами предусмотрена поставка товаров в течение срока действия договора отдельными партиями и сроки поставки отдельных партий (периоды поставки) не определены, товары должны поставляться равномерными партиями помесячно, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, существа обязательства или обычаев делового оборота. Наряду с определением периодов поставки в договоре может быть установлен график поставки товаров (декадный, суточный, часовой и т.п.);
- условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида.
Например, по договору поставки в соответствии со ст. 516 ГК РФ расчеты за поставляемые товары осуществляются таким образом:
1) покупатель оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки. Если соглашением сторон порядок и форма расчетов не определены, то расчеты осуществляются платежными поручениями;
2) если договором поставки предусмотрено, что оплата товаров осуществляется получателем (плательщиком) и последний неосновательно отказался от оплаты либо не оплатил товары в установленный договором срок, поставщик вправе потребовать оплаты поставленных товаров от покупателя;
3) если в договоре поставки предусмотрена поставка товаров отдельными частями, входящими в комплект, оплата товаров покупателем производится после отгрузки (выборки) последней части, входящей в комплект, если иное не установлено договором;
- иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены (условия о хранении товара, транспортировке товара, способе его упаковки и пр.).
При этом условия сделок на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров, работ или услуг признаются сопоставимыми, если различие между такими условиями:
- либо существенно не влияет на цену таких товаров, работ или услуг;
- либо может быть учтено с помощью поправок.
Согласно п. 5 ст. 40 НК РФ рынком товаров (работ, услуг) признается сфера обращения этих товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар (работу, услугу) на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории РФ или за ее пределами.
Иными словами, рынок можно охарактеризовать как сферу совершения возмездных сделок между покупателем и продавцом, результатом которых является реализация товаров (работ, услуг) за денежный эквивалент или другое имущество.
При этом рынок подразумевает реальную возможность любого покупателя в удобный для него момент приобрести нужный товар, заказать нужную работу, получить необходимую услугу без значительных дополнительных затрат, приводящих к существенному увеличению общих расходов (транспортные расходы, расходы на установку, монтаж, охрану и др.) на ближайшей к его месту жительства (месту нахождения) территории РФ или за ее пределами (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 19.08.2009 по делу N А56-47926/2008, ФАС Уральского округа от 08.09.2009 N Ф09-6596/09-С2 по делу N А50-443/2009, ФАС Волго-Вятского округа от 22.12.2008 по делу N А11-915/2008-К2-23/8).
При определении рыночных цен используются цены в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях. То есть, сопоставляя рыночные цены, нужно учитывать, что различие в экономических условиях существенно не будет влиять на цену товаров, работ или услуг.
Необходимо сравнивать такие условия сделок, как количество (объем) поставляемых товаров (например, объем товарной партии), сроки исполнения обязательств, условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида (см. Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 01.10.2003 N Ф04/5017-1468/А46-2003, ФАС Северо-Западного округа от 14.07.2005 N А56-23251/04), а также иные условия, влияющие на цены.
На законодательном уровне есть только три способа определения рыночной цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения, которые применяются строго в определенной последовательности:
1) установление рыночных цен путем использования официальных источников информации о рыночных ценах и биржевых котировок;
2) при невозможности определения рыночной цены - цена последующей реализации (перепродажи) покупателем;
3) при невозможности использования цены последующей реализации - затратный способ (как сумма обычных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли) (Постановление ФАС Северно-Западного округа от 10.07.2007 по делу N А26-4514/2006-211).
В ряде случаев налоговые органы принимают за рыночную цену товара ту, по которой налогоплательщик реализовывал продукцию своим контрагентам.
Однако данный способ определения рыночной цены является неверным: из указанных выше способов определения рыночной цены использование цен, применяемых самим налогоплательщиком, не предусмотрено.
Довольно часто налоговые органы считают рыночной ценой товаров среднюю цену данных товаров, сложившуюся в определенный период времени.
В Постановлении ФАС Московского округа от 29.11.2007 N КА-А41/11031-07 по делу N А41-К2-14680/06 указано, что рыночной ценой товара признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных или однородных товаров в сопоставимых экономических условиях, а не средняя цена товаров.
Еще один пример из судебной практики.
Налоговый орган, доначисляя обществу НДС, использовал справку Торгово-промышленной палаты Краснодарского края, в которой была отражена ценовая информация, предоставленная справочной службой по товарам и услугам г. Краснодара и Краснодарского края, специализированными фирмами, а также полученная в Интернете.
В результате анализа данных, приведенных в справке, суд пришел к выводу, что в ней указаны средние цены переданных в аренду автотранспортных средств, имевших одинаковые характеристики с автотранспортными средствами, переданными обществом в безвозмездное пользование индивидуальным предпринимателям. Суд отметил, что средняя цена реализации по договорам не является рыночной в смысле, установленном п. 4 ст. 40 НК РФ (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 03.06.2008 N Ф08-2964/2008 по делу N А32-6752/2007-33/136, Определение ВАС РФ от 26.09.2008 N 12180/08).
В Определении ВАС РФ от 14.07.2008 N 8931/08 также указано, что расчет налоговым органом рыночной цены товара с применением затратного метода, при котором использовалась информация органов статистики, противоречит положениям ст. 40 НК РФ. Содержавшаяся в этих источниках информация не содержит ссылок на официальные источники информации о рыночных ценах и свидетельствует не о рыночной, а о средней цене предприятий - производителей товара.
Нередко для определения рыночной цены налоговые органы используют среднюю цену реализации готовой продукции без учета конкретных условий договоров и соблюдения критериев однородности и сопоставимости (Постановление ФАС Поволжского округа от 27.07.2005 N А57-14681/03-16).
Подобную ситуацию рассмотрел ФАС Северо-Западного округа (Постановление от 13.06.2007 по делу N А05-8817/2006-34).
Для применения метода определения цены по идентичным (однородным) товарам налоговый орган использовал информацию о мировых ценах на целлюлозу беленую сульфатную из лиственных и хвойных пород древесины на рынках Германии, Великобритании, Бельгии, Италии, Финляндии, Франции и Чехии, которая была предоставлена ФГУП "Центральный научно-исследовательский институт экономики, информатики и систем управления".
Суд отметил, что данная информация не отвечает требованиям ст. 40 НК РФ, так как представляет собой расчет рыночных цен на российскую целлюлозу на западноевропейском и восточноевропейском рынках. В данном расчете были использованы средние экспортные цены скандинавских поставщиков, к которым была добавлена стоимость транспортировки из Скандинавии до страны назначения. Затем были сделаны различные поправки в виде вычитания сумм, учитывавших реализацию целлюлозы на основании долгосрочных контрактов, оптовых рынков, средних скидок на российское качество, комиссионных агенту, расходов на страхование сделки, скидок за немедленный платеж, а также стоимость доставки товара железнодорожным транспортом до страны назначения.
В этом случае налоговый орган использовал средние цены, средние размеры скидок, которые являлись обобщенными данными без учета обстоятельств конкретных сделок, поэтому не могли быть приняты в качестве поправок в целях соблюдения сопоставимости сделок.
По другому делу налоговый орган провел сравнительный анализ цены реализации не в отношении рыночной цены товара, а в отношении средней потребительской цены, которая не являлась рыночной в том смысле, в котором данное понятие применяется в ст. 40 НК РФ (Постановление ФАС Поволжского округа от 11.09.2008 по делу N А12-18383/07).
В ряде случаев контролирующие органы определяют рыночную цену товаров исходя из примерных цен.
Например, в Постановлении ФАС Московского округа от 16.01.2006, 13.01.2006 N КА-А41/13620-05 отмечено, что по итогам налоговой проверки налоговый орган доначислил организации налоговые платежи, использовав в качестве источника информации сведения коммерческих риелторских организаций Истринского района Московской области.
Между тем в этих сведениях были указаны примерные цены реализации земельных участков, предназначенных под дачное строительство, а не цены по фактически состоявшимся сделкам купли-продажи идентичных участков.
При таких обстоятельствах суд признал необоснованным доначисление организации налогов, начисление пеней и санкций.
Иногда налоговые органы рассматривают в качестве рыночной цены максимальную цену товаров.
Так, налоговый орган обнаружил отклонение цен реализации части квартир от цен, применявшихся самим налогоплательщиком. Проверяющие провели корректировку примененных налогоплательщиком цен реализации квартир путем увеличения цены квартир, реализованных по цене ниже максимальной, до максимальной цены одного метра.
Суд признал, что такой подход не соответствовал порядку исчисления рыночной цены, установленному ст. 40 НК РФ, и обеспечивал установление в ходе проверки не рыночных цен, а только максимальных из известных цен реализации. Таким образом, налоговый орган, производя корректировку, не исчислил цену, которую следовало применить как рыночную (Постановление ФАС Поволжского округа от 03.04.2007 по делу N А55-11076/06).
Механизм определения рыночной цены работ для целей налогообложения установлен п. п. 4 - 11 ст. 40 НК РФ.
Основными исполнителями данной нормы являются налоговые органы, поскольку именно на них лежит бремя доказывания несоответствия цены сделки уровню рыночных цен.
На законодательном уровне, как отмечалось выше, есть только три способа определения рыночной цены работ для целей налогообложения, которые применяются строго в определенной последовательности:
1. Метод определения рыночной цены работ, основанный на информации о заключенных на момент реализации работ сделках с идентичными (однородными) работами в сопоставимых условиях.
Пунктом 11 ст. 40 НК РФ установлено, что при этом методе должны использоваться официальные источники информации о рыночных ценах на работы.
Поскольку в соответствии с п. 3 ст. 40 НК РФ определение рыночных цен производится по правилам п. п. 4 - 11 данной статьи, официальные источники информации не могут использоваться без учета этих положений, то есть они должны содержать данные о рыночной цене идентичных (однородных) работ, реализуемых в сопоставимых условиях в определенный период времени (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 18.04.2007, 11.04.2007 N Ф03-А73/07-2/527).
2. Метод цены последующей реализации, который применяется ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников.
При этом методе рыночная цена реализуемых работ определяется как разность цены, по которой работы реализованы покупателем при последующей их реализации (перепродаже), и обычных в подобных случаях затрат, понесенных покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой были приобретены работы покупателем у продавца) и продвижении на рынок приобретенных у покупателя работ, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя.
3. Затратный метод, который применяется при невозможности использования метода цены последующей реализации (в частности, при отсутствии информации о работах, в последующем реализованных покупателем).
Рыночная цена работ, реализуемых продавцом при данном методе, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию работ, затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты.
Указанные методы определения рыночной цены работ должны применяться последовательно, то есть каждый следующий метод применяется только при невозможности применения предыдущего.
Обратимся к судебной практике.
ФАС Северо-Западного округа (Постановление от 28.08.2008 по делу N А56-35769/2007) рассмотрел иск налогоплательщика, который заявил, что у УФНС не было оснований для применения затратного метода определения рыночной стоимости работ по строительству корпуса буксиров (поскольку не были приняты меры по установлению рыночной цены на основании официальных источников), а также не был соблюден порядок определения расходов налогоплательщика согласно п. 10 ст. 40 НК РФ.
Налоговый орган доказал отсутствие достоверной информации от официальных источников о рыночных ценах на работы по строительству корпуса буксиров. Метод цены последующей реализации не мог им использоваться, поскольку налогоплательщик осуществляет работы по строительству корпусов буксиров, а покупатель в дальнейшем реализует уже готовые буксиры.
Таким образом, УФНС правомерно применило затратный метод определения рыночной цены путем определения всех расходов налогоплательщика на строительство корпусов буксиров (учтены показатели бухгалтерской отчетности по счету 90-2) (см. также Определение ВАС РФ от 05.12.2008 N 15444/08 "Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации").
Согласно п. 9 ст. 40 НК РФ при определении рыночных цен работ учитывается информация о заключенных на момент реализации этих работ сделках с идентичными (однородными) работами в сопоставимых условиях.
В ряде случаев налоговые органы пытаются сравнивать цены на явно неидентичные работы, принимают за рыночную цену работ их себестоимость.
Несмотря на то что ВАС РФ внес ясность в данный вопрос (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации"), налоговые органы продолжают отождествлять рыночную стоимость работ с их себестоимостью.
Например, ФАС Северо-Западного округа установил, что для определения рыночной цены производства цемента из давальческого сырья налоговый орган использовал показатель себестоимости таких работ (Постановление от 14.02.2008 по делу N А05-1030/2007).
В ряде случаев налоговые органы принимают за рыночную цену услуг ту, по которой налогоплательщик реализовывал услуги своим контрагентам. Данный способ является неверным.
На законодательном уровне, как уже говорилось выше, есть только три способа определения рыночной цены услуг, среди которых использование цен, применяемых самим налогоплательщиком, не предусмотрено.
Первый метод определения рыночной цены услуг основан на информации о заключенных на момент реализации этих услуг сделках с идентичными (однородными) услугами в сопоставимых условиях.
Пунктом 11 ст. 40 НК РФ установлено, что должны использоваться официальные источники информации о рыночных ценах на услуги.
Второй метод - метод цены последующей реализации, который применяется ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников.
При данном методе рыночная цена услуг, реализуемых продавцом, определяется как разность цены, по которой такие услуги реализованы покупателем услуг при последующей их реализации (перепродаже), и обычных в подобных случаях затрат, понесенных покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой были приобретены указанным покупателем у продавца услуги) и продвижении на рынок приобретенных у покупателя услуг, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя.
Третьим является затратный метод, который применяется при невозможности использования метода цены последующей реализации (в частности, при отсутствии информации об услугах, в последующем реализованных покупателем).
Рыночная цена услуг, реализуемых продавцом, при данном методе определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли.
При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию услуг, затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты.
ФАС Уральского округа (Постановление от 12.02.2008 N Ф09-354/08-С3 по делу N А60-11225/07) рассмотрел ситуацию, когда налоговый орган определил рыночную цену транспортных услуг, оказанных налогоплательщиком взаимозависимой организации, на основании данных о ценах на услуги пассажирских перевозок, оказанные им сторонним компаниям.
При этом условия договоров на оказание транспортных услуг с взаимозависимой организацией и со сторонними организациями различались. В частности, услуги по перевозке работников взаимозависимой организации оказывались регулярно по строго установленным маршрутам, а услуги сторонним компаниям были оказаны однократно на основании поданных заявок.
Суд отметил, что налоговый орган не использовал информацию о рыночных ценах на транспортные услуги по перевозке пассажиров из официальных источников.
Кроме того, проверяющие не представили доказательств, свидетельствовавших об отсутствии информации о рыночных ценах на оказывавшиеся обществом транспортные услуги и о невозможности применения затратного метода определения цены.
При определении рыночной цены услуги налоговые органы должны учитывать также условия совершения сделок.
Согласно п. 9 ст. 40 НК РФ условия сделок на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров, работ или услуг признаются сопоставимыми, если различие между такими условиями либо существенно не влияет на цену товаров, работ или услуг, либо может быть учтено с помощью поправок.
С учетом данной нормы ФАС Московского округа (Постановление от 05.09.2006 N КА-А40/8067-06 по делу N А40-64762/05-14-430) признал неправомерными доводы налогового органа о том, что налогоплательщик занизил стоимость услуг за техническое обслуживание и ремонт ККМ (от 180 до 200 руб. в месяц).
Проверяющие сослались на ответ Московской гильдии центров технического обслуживания, что минимальная стоимость услуг технического обслуживания первой ККМ составляла 250 руб. в месяц.
Рыночной ценой, как уже говорилось выше, признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных товаров, работ или услуг в сопоставимых экономических условиях.
Проверяющие не учли, что налогоплательщик не являлся членом Московской гильдии центров технического обслуживания, а услуги, оказываемые им, не могли считаться оказанными в сопоставимых экономических условиях с организациями, входящими в данную гильдию.
В другом споре суд подчеркнул, что услуги по переработке нефти налогоплательщика и другого предприятия не являлись идентичными, но были однородными.
В связи с этим цены налогоплательщика можно было сравнивать только с ценами крупных давальцев другого предприятия после внесения к их ценам поправок на размер доли вторичных процессов (коэффициент 0,35).
При таких обстоятельствах у налогового органа отсутствовали основания сравнивать напрямую деятельность и цены налогоплательщика и другого завода, поскольку выявленное различие в технических условиях влияло на цену оказываемых услуг по переработке нефти (Постановление ФАС Московского округа от 01.09.2008 N КА-А40/7739-08-П по делу N А40-53981/06-117-338).
При установлении рыночной цены услуг налоговые органы иногда не учитывают различные периоды их оказания.
Так, ФАС Московского округа установил, что применявшаяся налоговым органом среднерыночная цена была сформирована под воздействием спроса и предложения при оказании услуг роуминга в 2000 г., а к 2005 г. все мобильные операторы значительно снизили цены на роуминг.
Суд счел недопустимым признавать цену 2000 г. рыночной в условиях 2005 г. При этом с операторами, на которых приходился наибольший объем услуг, были установлены рыночные цены, складывавшиеся в 2004 - 2005 гг. под влиянием спроса и предложения (Постановление от 21.01.2008 N КА-А40/10158-07 по делу N А40-77524/06-151-470).