Практически все схемы, которые применяются исключительно с целью уклонения от уплаты налогов, хорошо изучены налоговиками.
На официальном сайте налоговой службы размещен документ, который называется "Способы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском". Это подробное описание изученных налоговиками способов незаконной "налоговой оптимизации".
К таким схемам относятся:
- схемы, которые используют фирмы-"однодневки" (для создания фиктивных расходов и получения вычетов, для увеличения добавленной стоимости).
Это знакомая всем "обналичка".
Компания заключает фиктивный договор с фирмой-"однодневкой" на приобретение товаров (работ, услуг) и перечисляет ей деньги. Чаще всего это договоры на выполнение ремонтных (профилактических) работ или на оказание маркетинговых, консультационных и других услуг.
Все операции компания отражает в налоговом и бухгалтерском учете.
Реального движения товаров, выполнения работ или оказания услуг не происходит, однако есть все документы (договоры, счета-фактуры, накладные, акты выполненных работ или оказанных услуг и т.д.).
Перечисленные "однодневке" средства обналичивают через "дружественный" банк и возвращают фирме, которая использует их на выплату зарплат "в конвертах", взятки и т.д.;
- схемы получения необоснованной налоговой выгоды при реализации недвижимости.
Например, "простое товарищество" Две компании хотят провести сделку по купле-продаже недвижимости. Но при оформлении договора продавец должен с полученного дохода заплатить НДС и налог на прибыль. Чтобы уйти от налогов, стороны заключают договор простого товарищества (совместной деятельности). Один товарищ в качестве вклада в совместную деятельность вносит недвижимость, а второй - деньги в сумме, соответствующей стоимости недвижимости.
Затем стороны расторгают договор о совместной деятельности и подписывают соглашение, по которому первый товарищ получает деньги, а другой - недвижимость. Вклады возвращаются в пределах первоначальных взносов, а налогов нет (пп. 6 п. 3 ст. 39, пп. 5 п. 1 ст. 251 НК РФ);
- трансфертное ценообразование.
Фирма покупает сырье по рыночным ценам и продает его конечному потребителю по завышенной цене. Вся прибыль оказывается у компании, а налог на прибыль конечного потребителя сводится к нулю (за счет завышения себестоимости).
Но прибыль и у компании не остается. У нее есть посредник, который по договору ищет ей поставщиков сырья и получает за это агентское вознаграждение. Этот агент, как правило, "упрощенец", который платит единый налог по ставке 6%. Все участники цепочки являются аффилированными и подконтрольны одному "хозяину";
- фиктивные штрафы.
У фирмы есть подконтрольная компания, которая применяет упрощенную систему налогообложения. Они заключают фиктивный договор поставки, по которому фирма обязуется поставить "упрощенцу" продукцию. По договору в случае пропуска срока поставки товара поставщик должен заплатить покупателю большую неустойку.
Поставки, естественно, не происходит, и у поставщика возникает обязанность заплатить штраф. Для нарушителя сумма штрафа уменьшает налогооблагаемую прибыль (пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ), а у покупателя-"упрощенца" возникает внереализационный доход (п. 1 ст. 346.15 НК РФ), с которого он платит налог по ставке 6%;
- факторинг.
Фирма реализует покупателю товар с непродолжительной (несколько дней) отсрочкой платежа. Одновременно она заключает с банком договор финансирования под уступку денежного требования. Банк приобретает право требования к покупателю без дисконта (право требования суммы, например, в 2000 руб. за 2000 руб.) и рассчитывается с продавцом, а покупатель рассчитывается с банком.
По договору факторинга фирма выплачивает банку большое вознаграждение и учитывает его при расчете налога на прибыль. Банк обналичивает деньги и возвращает их продавцу.
В заключение отметим, что налоговики рекомендуют сознательным налогоплательщикам, которые обнаружили признаки применения налоговых схем на своем предприятии, подать уточненные декларации. Причем вместе с пояснительной запиской, форму которой сами утвердили и опубликовали в Приложении N 5 к Приказу от 14 октября 2008 г. N ММ-3-2/467@.
В этом же Приказе утвержден очередной критерий для отбора кандидатов на выездную проверку.