В современной рыночной экономике важным аспектом в ее функционировании и залогом успешной деятельности хозяйствующих субъектов становится определение оптимальной цены сделки.
Цена представляет собой количество денег, в обмен на которые продавец готов продать, а покупатель согласен купить единицу товара. Таким образом, данная категория является коэффициентом обмена конкретного товара на деньги. Часто цена сделки формируется под воздействием личных представлений участников сделки и не поддается прогнозам.
В экономике существует понятие рыночной цены, которое связано с коллективным восприятием рыночной ситуации и поведением участников рынка. При расчете рыночной цены объекта оценки определяется наиболее вероятная цена, по которой товар может быть продан на дату оценки на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на цене не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Все цены, установленные по сделкам, должны быть сопоставимы с рыночными ценами, т.е. с наиболее вероятной ценой, по которой может быть совершена соответствующая сделка.
В налоговом законодательстве предусмотрены особые правила проведения проверки соответствия цен сделок рыночным ценам и регулируется ст. 40 НК РФ, согласно которой налоговый орган вправе проверить правильность применения цен только в определенных случаях (рисунок 1).
Случаи, при которых налоговые органы вправе проверить правильность применения цен
Рис. 1
В отношении последнего случая возникают многочисленные судебные разбирательства.
Пример 1. Организация ООО "Ромашка" реализовала товар по цене 300 руб. за штуку. Рыночная цена данного товара составляет 400 руб. В этом случае цена сделки отличается от рыночной на 25% ((400 руб. - 300 руб.) / 400 руб. x 100%). Так как отличие цены сделки от рыночной цены составляет более 20%, то у налоговой службы имеются основания для контроля данной сделки и доначисления налогов и пени. Фирма имеет возможность обосновать возможность применения этой цены в качестве рыночной цены, только если данная сделка включала особые условия. К примеру, была произведена предоплата, основной платеж был осуществлен в более ранние сроки, было реализовано значительно большее количество товара, чем при обычной сделке.
Для определения рыночной цены сделки согласно п. 9 ст. 40 НК РФ учитывается информация о заключенных на момент реализации этого товара, работы или услуги сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях. В частности, учитываются такие условия сделок, как количество (объем) поставляемых товаров (например, объем товарной партии), сроки исполнения обязательств, условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида, а также иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены.
Условия сделок на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров, работ или услуг признаются сопоставимыми, если различие между такими условиями либо существенно не влияет на цену таких товаров, работ или услуг, либо может быть учтено с помощью поправок.
Пример 2. Организация "X" продала транспортное средство физическому лицу за 320 000 руб. По мнению налогового органа, эта цена отклоняется в сторону понижения более чем на 20% от рыночной цены, определенной оценщиками, по данным которых стоимость транспортного средства составляет порядка 500 000 руб.
Согласно Постановлению ФАС ЦО от 20.05.2009 по делу N А62-4706/2008 поскольку спорная сделка являлась разовой, суд пришел к обоснованному выводу о том, что у инспекции отсутствовала возможность установить отклонение цены названной сделки от уровня цен, применяемых налогоплательщиком "по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени". Таким образом, у налогового органа не было правовых оснований для проверки правильности применения цены по сделке в соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 40 НК РФ.
Рыночная цена определяется с учетом положений, предусмотренных ст. 40 НК РФ. При заключении сделок между невзаимозависимыми лицами учитываются надбавки к цене и скидки, представленные в п. 3 ст. 40 НК РФ (рисунок 2).
Скидки, учитываемые при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами
Рис. 2
Перечень скидок, перечисленных в п. 3 ст. 40 НК РФ, не является исчерпывающим и носит общий характер. В результате между торговыми организациями и проверяющими органами возникают конфликты, в которых налоговые органы требуют от торговой компании доказать правомерность использования того или иного вида скидки.
Основным аргументом спора с налоговыми органами по поводу правомерности предоставления скидок является положение о маркетинговой политике организации, которое является приложением к приказу об учетной политике предприятия для целей бухгалтерского учета и налогообложения.
Пример 3. ООО "Франт" специализируется на продаже модной мужской верхней одежды. В соответствии со спецификой деятельности разработана система скидок. Для подтверждения правомерности действий в ООО "Франт" в качестве приложения к приказу об учетной политике для целей бухгалтерского учета и налогообложения на 2010 г. составлена и утверждена генеральным директором организации маркетинговая политика (рисунок 3).
Маркетинговая политика ООО "Франт" на 2010 год
Рис. 3
При отсутствии на рынке предложений по сделкам на покупку/продажу товаров (работ, услуг), соответствующих реализуемым товарам (работам, услугам), а также при отсутствии либо недоступности официальных информационных источников для определения рыночной цены (в целях налогообложения) используются методы, оговоренные в п. 10 ст. 40 НК РФ (рисунок 4).
Методы определения рыночной цены сделки при недоступности официальных информационных источников и отсутствии на рынке сделок с идентичными или однородными товарами
Рис. 4
При использовании метода цены последующей реализации рыночная цена товара (РЦ) определяется по формуле (1):
РЦ = ЦР пок - З пок - П пок, (1)
где ЦР пок - цена, по которой покупатель товара реализовал (перепродал) его;
З пок - обычные в подобных случаях затраты, понесенные этим покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой были приобретены указанным покупателем у продавца товары) и продвижении на рынок приобретенных у покупателя товаров;
П пок - обычная для данной сферы деятельности прибыль покупателя.
Пример 4. Организация ЗАО "Солнышко" продала ООО "Облако" партию товара. Цена сделки составляет 10 000 руб. Данная цена не признана налоговым органом рыночной, так как продавец и покупатель оказались взаимозависимыми лицами.
Имеются все условия для применения метода цены последующей реализации:
1) получена информация, что покупатель перепродал купленный товар за 20 000 руб.;
2) обычные затраты, понесенные покупателем при перепродаже, составили 2000 руб.;
3) для этой сферы деятельности рентабельность составляет 40% от затрат.
Прибыль составит 800 руб. ((2000 руб. x 40%) / 100%).
В таком случае рыночная цена товара первого продавца составляет 17 200 руб. (20 000 руб. - 2000 руб. - 800 руб.).
Таким образом, цена сделки была занижена на 7200 руб. за партию товара.
Однако метод цены последующей реализации не всегда применим. Его нельзя использовать, если отсутствует надежная информация о цене товаров, в последующем реализованных покупателем. В таком случае для определения рыночной цены используется затратный метод. Расчет рыночной цены осуществляется по следующей формуле (2):
РЦ = ПЗ + П, (2)
где ПЗ - сумма произведенных затрат (прямых и косвенных) на производство и реализацию товара;
П - обычная для данной сферы деятельности прибыль.
Пример 5. Организация ООО "Солнышко" специализируется на продаже модной женской верхней одежды и реализовала товар на сумму 5000 руб. Полная учетная стоимость товара составляет 10 000 руб. Обычный для данной сферы деятельности показатель рентабельности (по отношению к себестоимости продаж) равен 30%, а прибыль - 3000 руб.
Цена реализации не признана налоговым органом рыночной, так как продавец и покупатель оказались взаимозависимыми лицами. В данном случае метод цены последующей реализации для определения рыночной цены применить нельзя. Тогда рыночная цена конструируется по методу затрат.
В этом случае рыночная цена будет составлять 13 000 руб. (10 000 руб. + 3000 руб.).
Отклонение цены реализации от рыночной цены составляет 8000 руб.
Данный порядок фактически утрачивает силу, поскольку будет применяться в отношении только тех сделок, доходы и расходы по которым в целях налога на прибыль будут признаны до 1 января 2012 г. В отношении сделок, по которым доходы и расходы будут учтены начиная с указанной даты, должен применяться новый порядок (п. п. 5 и 6 ст. 4 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения").
С 1 января 2012 г. Налоговый кодекс РФ будет дополнен новым разд. V.1, включающим в себя шесть глав:
1. Взаимозависимые лица. Порядок определения доли участия одной организации в другой организации или физического лица в организации.
2. Общие положения о ценах и налогообложении. Информация, используемая при сопоставлении условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми.
3. Методы, используемые при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица.
4. Контролируемые сделки. Подготовка и представление документации в целях налогового контроля. Уведомление о контролируемых сделках.
5. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.
6. Соглашение о ценообразовании для целей налогообложения.
Рассмотрим основные моменты каждой главы.
Наиболее важными являются изменения, отраженные в гл. 14.4.
Закон N 227-ФЗ вводит понятие контролируемых сделок. До принятия данного документа это понятие в налоговом законодательстве отсутствовало.
Контролируемые сделки - это сделки, цены которых налоговые органы будут вправе проверить на соответствие рыночным. К ним относятся следующие сделки (рисунок 5).
Контролируемые сделки
Рис. 5
Согласно новому приказу каждая из этих групп условий попадания сделок в область контролируемых значительно расширена.
Сделки между взаимозависимыми лицами отражены в п. 1 ст. 105.14 НК РФ.
К данным сделкам приравниваются также сделки по реализации товаров (работ, услуг), если эти сделки совершаются с участием лиц, не являющихся взаимозависимыми. То есть перепродажа товаров (работ, услуг) взаимозависимому лицу через посредников будет контролироваться, если последние:
- не выполняют в данной совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации перепродажи товаров (работ, услуг);
- не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации перепродажи.
Указанные правила установлены пп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ.
Пример 6. Организация ООО "Солнышко" приобрела легковой автомобиль для хозяйственных нужд за 500 000 руб. Через ООО "Посредник" ООО "Солнышко" реализует транспортное средство спустя два месяца. Вознаграждение ООО "Посредник" установлено в размере 10% от стоимости проданного автомобиля. ООО "Посредник" автомобиль был реализован за 200 000 руб.
В данном случае ООО "Посредник" организует продажу товара и не использует при этом никаких активов для организации перепродажи, что делает данную сделку обязательной для проверки налоговыми органами.
Из группы сделок между взаимозависимыми лицами, в том числе совершенных через посредников, выделены те сделки, все стороны и выгодоприобретатели которых зарегистрированы в России. Также выделены сделки, все стороны и выгодоприобретатели которых являются налоговыми резидентами РФ. Данные сделки признаются контролируемыми при наличии одного из следующих условий:
1) сумма доходов по данным сделкам за календарный год превышает 1 млрд руб. (пп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ). Для этого правила предусмотрены переходные положения. Лимит в 1 млрд руб. будет действовать с 2014 г. В 2012 г. доход по таким сделкам должен составлять 3 млрд руб., в 2013 г. - 2 млрд руб. (п. 3 ст. 4 Закона N 227-ФЗ);
2) одна из сторон сделки является плательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, выраженной в процентах. Одновременно предметом сделки должно быть добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны объектом обложения, при добыче которого применяется ставка, установленная в процентах (пп. 2 п. 2 ст. 105.14 НК РФ). При этом сумма доходов по сделкам между указанными лицами за календарный год должна превышать 60 млн руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ);
3) среди сторон сделки есть плательщики ЕСХН или ЕНВД и лица, не уплачивающие эти налоги (пп. 3 п. 2 ст. 105.14 НК РФ). Сумма доходов по таким сделкам должна превышать 100 млн руб. за календарный год (п. 3 ст. 105.14 НК РФ);
4) хотя бы одна из сторон сделки - участник проекта "Сколково". Этот участник должен применять освобождение от налога на прибыль или перечислять данный налог по нулевой ставке согласно п. 5.1 ст. 284 НК РФ. Одной из других сторон сделки должно быть лицо, не освобожденное от налога на прибыль и не применяющее указанную ставку (пп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ). Сумма доходов по таким сделкам должна превышать 60 млн руб. за календарный год (п. 3 ст. 105.14 НК РФ);
5) хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны, в которой установлены специальные льготы по налогу на прибыль. Другая сторона сделки не должна быть резидентом такой зоны (пп. 5 п. 2 ст. 105.14 НК РФ). Сумма доходов по сделкам между указанными лицами за календарный год также должна превышать 60 млн руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ). Положения пп. 5 п. 2 ст. 105.14 НК РФ применяются с 1 января 2014 г. (п. 4 ст. 4 Закона N 227-ФЗ). Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли отражены в пп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ. Предметом таких сделок должны являться товары, входящие в состав следующих товарных групп (п. 5 ст. 105.14 НК РФ) (рисунок 6).
Предмет сделок в области внешней торговли товарами мировой торговли
Рис. 6
Для данной категории сделок установлена сумма доходов, при превышении которой данные сделки, совершенные с одним лицом, считаются контролируемыми. Эта сумма должна составлять более 60 млн руб. за календарный год (п. 7 ст. 105.14 НК РФ).
К следующей группе контролируемых сделок относятся сделки, одной из сторон которых является лицо, зарегистрированное в офшорах (пп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ).
Законом исключены из числа контролируемых сделок бартерные операции и сделки с отклонением цены более чем на 20% от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.
Законом N 227-ФЗ значительно расширен перечень зафиксированных в НК РФ оснований, по которым лица признаются взаимозависимыми (п. 2 ст. 105.1 НК РФ). В действующей редакции НК РФ этот вопрос регулирует ст. 20. Согласно новым правилам она, как и ст. 40 НК РФ, будет применяться в отношении тех сделок, доходы и расходы по которым в целях налога на прибыль будут признаны до 1 января 2012 г. (п. п. 5, 6 ст. 4 Закона N 227-ФЗ). Если доходы и расходы будут учтены начиная с указанной даты, в отношении этих сделок будет применяться новый порядок признания лиц взаимозависимыми (ст. ст. 105.1, 105.2 НК РФ). В п. 2 ст. 105.1 НК РФ содержится закрытый перечень оснований, согласно которым налогоплательщики признаются взаимозависимыми (рисунок 7).
Основания для признания налогоплательщиков взаимозависимыми
Рис. 7
Порядок определения доли прямого и косвенного участия организации и физических лиц в других организациях регулируется ст. 105.2 НК РФ.
Организации и физические лица вправе самостоятельно признать себя взаимозависимыми по любым другим основаниям, если особенности отношений между ними могут повлиять на какое-либо одно или совокупность следующих обстоятельств:
- условия заключенных ими сделок;
- результаты заключенных ими сделок;
- экономические результаты их деятельности;
- экономические результаты деятельности представляемых ими лиц.
В целях взаимозависимости учитывается такое влияние, которое заключается в возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами (п. п. 1, 6 ст. 105.1 НК РФ). По этим же основаниям признать взаимозависимыми лиц может суд (п. 7 ст. 105.1 НК РФ). Данное правило аналогично предусмотренному п. 2 ст. 20 НК РФ.
Наиболее интересными представляются некоторые права налогоплательщиков, возникающие в связи с заключением сделок с взаимозависимыми лицами по ценам, отклоняющимся от рыночных. В такой ситуации организация или предприниматель вправе:
- уплатить налоги исходя из рыночных цен (п. 3 ст. 105.3 НК РФ);
- уплачивать авансовые платежи по налогу на прибыль (НДФЛ), а также перечислять НДС и НДПИ за налоговые периоды, заканчивающиеся в течение календарного года, исходя из фактических цен сделки (п. 7 ст. 105.3 НК РФ). А по окончании года можно самостоятельно скорректировать налоговую базу и доплатить налоги, если несоответствие цен повлекло занижение указанных налогов (п. 6 ст. 105.3 НК РФ). Такие корректировки производятся одновременно с представлением декларации по налогу на прибыль (НДФЛ). Вместе с этой отчетностью необходимо будет подать уточненные декларации по НДС и НДПИ. Выявленную недоимку по всем обязательным платежам необходимо будет погасить не позднее даты, установленной НК РФ для перечисления налога на прибыль (НДФЛ). Следует отметить, что до этого момента пени на данную недоимку не начисляются (п. 6 ст. 105.3 НК РФ) (рисунок 8).
Права налогоплательщиков, возникающие в связи с заключением сделок с взаимозависимыми лицами по ценам, отклоняющимся от рыночных
Рис. 8
Основная обязанность налогоплательщиков заключается в необходимости сообщать в налоговую инспекцию по месту своего нахождения обо всех совершенных в течение календарного года контролируемых сделках (п. п. 1, 2 ст. 105.16 НК РФ). Соответствующее уведомление нужно будет представлять не позднее 20 мая года, следующего за отчетным календарным годом. Следует отметить, что, если первоначально представленное уведомление содержит неполные сведения, неточности или ошибки, его можно будет уточнить (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). Несвоевременное представление уведомления, а также указание в нем недостоверных сведений о контролируемых сделках влечет штраф в размере 5000 руб. Новый вид ответственности установлен в ст. 129.4 НК РФ.
Закон N 227-ФЗ вводит новый вид налоговых проверок: проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (ст. 105.17 НК РФ). Теперь проверять соответствие цен рыночным в рамках выездной или камеральной проверки нельзя. Такой запрет установлен в п. 1 ст. 105.17 НК РФ. Проводить новый вид проверок будет ФНС России по месту ее нахождения. Соответствующее полномочие зафиксировано в п. 2 ст. 105.3 и п. 1 ст. 105.17 НК РФ.
Основания для проведения ФНС России проверки соответствия цен представлены на рисунке 9 (п. 1 ст. 105.17 НК РФ).
Основания для проведения проверки соответствия цены
Рис. 9
В рамках проверки проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году вынесения решения (п. 5 ст. 105.17 НК РФ). Проведение проверки правильности применения цен не препятствует проведению выездных и камеральных проверок за этот же период. По общему правилу срок проведения проверки не должен превышать шести месяцев (п. 4 ст. 105.17 НК РФ). Для определения соответствия цен сделки рыночным ФНС России вправе использовать следующие методы (п. 1 ст. 105.7 НК РФ) (рисунок 10).
Методы определения соответствия цен сделки рыночным согласно п. 1 ст. 105.7 НК РФ
Рис. 10
Два последних метода являются новыми. Метод сопоставимой рентабельности применяют, когда недостаточно информации для использования предыдущих методов. Его суть заключается в том, чтобы найти рыночный интервал по одному из видов операционной рентабельности и проверить, попадает ли рентабельность контролируемой сделки в данный интервал.
В зависимости от условий сделки метод сопоставимой рентабельности можно применить в отношении одного из следующих видов рентабельности:
- рентабельности продаж (прибыль от продаж, деленная на выручку от продаж без акцизов и НДС);
- рентабельности затрат (прибыль от продаж, деленная на сумму учетной стоимости, управленческих и коммерческих расходов);
- рентабельность коммерческих и управленческих расходов (валовая прибыль, деленная на коммерческие и управленческие расходы);
- рентабельность активов (прибыль от продаж, деленная на стоимость активов).
Если рентабельность проверяемой сделки попадает в интервал, то цена этой сделки соответствует рыночной. Если рентабельность меньше минимального значения интервала, то налоги следует начислять исходя из минимального значения. Если рентабельность больше максимального значения интервала, то налоги следует начислять исходя из максимального значения.
Пример 7. ООО "Ромашка" занимается продажей женской одежды. Организация реализовала товар на сумму 500 000 руб. Рентабельность продаж составила 40%. Имеются сведения о рентабельности нескольких сопоставимых сделок:
- рентабельность сделки - 20%;
- рентабельность сделки - 24%;
- рентабельность сделки - 18%;
- рентабельность сделки - 13%;
- рентабельность сделки - 8%.
Цена реализации не признана налоговым органом рыночной, так как продавец и покупатель оказались взаимозависимыми лицами. Метод сопоставимых рыночных цен, метод цены последующей реализации, затратный метод применить нельзя.
В данном случае целесообразно использовать метод сопоставимой рентабельности.
В первую очередь необходимо распределить рентабельность каждой сделки по возрастанию и каждому значению, начиная с наименьшего, присвоить порядковый номер:
- рентабельность первой сделки - 8%;
- рентабельность второй сделки - 13%;
- рентабельность третьей сделки - 18%;
- рентабельность четвертой сделки - 20%;
- рентабельность пятой сделки - 24%.
Далее необходимо найти минимальное и максимальное значения выборки.
Чтобы найти минимальное значение, следует взять количество значений в выборке и разделить на 4.
Делим количество значений на 4 и получаем 1,25 (5 / 4).
Это дробное число, и его целая часть равна 1. Значит, минимальное значение интервала рентабельности продаж - это значение с номером 1, увеличенное на единицу. То есть это значение 13%.
Теперь следует найти максимальное значение. Для этого необходимо взять количество значений в выборке и умножить на 0,75.
Если получится целое число, то нужно определить, какое значение в выборке имеет порядковый номер, равный этому целому числу. И посчитать среднее арифметическое между этим значением и тем, что следует за ним по возрастанию. Полученная цифра является максимальным значением интервала рентабельности продаж.
Если получится дробное число, то надо найти значение выборки, порядковый номер которого соответствует целой части дроби, увеличенной на единицу. Это и есть максимальное значение интервала рентабельности продаж.
5 x 0,75 = 3,75.
Это дробное число. Следовательно, целой части дроби соответствует третье значение рентабельности продаж, а максимальной будет рентабельность продаж с четвертым порядковым номер - 20%.
Таким образом, интервал рентабельности продаж будет следующим: от 13 до 20%.
Рентабельность продаж ООО "Ромашка" больше максимального значения интервала. Таким образом, налоги следует исчислять исходя из максимального значения (20%).
К методу распределения прибыли прибегают, когда не хватает данных для применения остальных методов.
Сначала смотрят, как распределяется прибыль или убыток между участниками сопоставимой сделки. Для распределения можно выбрать один из способов (либо их комбинацию):
- пропорционально функциям, рискам или активам, связанным со сделкой;
- пропорционально доходности, полученной на вложенный капитал по сделке;
- пропорционально распределению прибыли между участниками сопоставимой сделки.
Потом полученные данные сравнивают с фактическим распределением прибыли или убытка между сторонами проверяемой сделки.
Если по результатам проверки выявлено отклонение цен от рыночных, которое повлекло занижение налогов, составляется акт проверки (п. 9 ст. 105.17 НК РФ). Налогоплательщик вправе представить в ФНС России возражения по данному документу в течение 20 дней с момента его получения (п. 13 ст. 105.17 НК РФ).
Ответственность за неуплату налога в результате применения нерыночных цен установлена п. 1 ст. 129.3 НК РФ: штраф в размере 40% от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 руб.
В указанном размере санкция будет применяться только при вынесении решений о доначислении налогов за налоговые периоды, начавшиеся в 2017 г. При доначислении налогов за периоды 2012 - 2013 гг. штраф назначаться не будет. В отношении налоговых периодов 2014 - 2015 гг. санкция составит 20% от неуплаченной суммы налога (п. 9 ст. 4 Закона N 227-ФЗ).
Также предусмотрены случаи освобождения налогоплательщика от ответственности (п. 2 ст. 129.3 НК РФ):
- если он представит в ФНС России документацию, обосновывающую рыночный уровень цен. Порядок представления данной документации установлен ст. 105.15 НК РФ;
- если налогоплательщик заключил соглашение о ценообразовании (гл. 14.6 НК РФ).
Крупнейшие налогоплательщики вправе заключить с ФНС России соглашение о ценообразовании (п. 1 ст. 105.19 НК РФ). Это документ, который регулирует порядок определения цен и порядок применения методов ценообразования в контролируемых сделках.
Таким образом, в результате принятия Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" пересмотрено понятие взаимозависимых лиц. Существенно расширяется их перечень. Установлено, когда сделки между взаимозависимыми лицами контролируются. Закреплено, как определяется соответствие цен, применяемых в сделках между взаимозависимыми лицами, рыночным. Предусмотрены новые методы для определения соответствия цен сделки рыночным. Налогоплательщики обязаны уведомлять о контролируемых сделках, совершенных за год. Крупнейшие налогоплательщики могут заключить с ФНС России соглашение о ценообразовании.
Январь 2012 г.