Сразу обратим внимание на то, что все изменения, вносимые Федеральным законом N 282-ФЗ в гл. 22 и 28 части второй НК РФ, касаются исключительно ставок налога.
Во-первых, согласно поправке, внесенной в п. 2 ст. 361 НК РФ, ставки транспортного налога региональные власти смогут увеличить (уменьшить) с 2010 г. до нового предела, но не более чем в десять раз. Ранее этот размер был в два раза меньше: региональные ставки могли отличаться от базовых федеральных величин не более чем в пять раз. Отметим, что сами базовые ставки остались неизменными, несмотря на то что одним из направлений налоговой политики являлось увеличение средних ставок в два раза. Но эта законодательная инициатива не была поддержана Советом Федерации, в итоге базовые ставки на 2010 г. остаются на прежнем уровне (п. 1 ст. 361 НК РФ). Покажем в таблице, до каких пределов регионы смогут увеличить (уменьшить) транспортный налог по основным объектам налогообложения автотранспортных предприятий и перевозчиков.
Вид транспорта Минимальная Базовая Максимальная
ставка налога ставка налога ставка налога
──────────────────────────────────┴─────────────┴──────────┴───────────────
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой л. с.)
──────────────────────────────────┬─────────────┬──────────┬───────────────
до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно 0,5 5 50
─────────────────────────────────┼─────────────┼──────────┼───────────────
свыше 100 л. с. до 150 л. с. 0,7 7 70
(свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно
──────────────────────────────────┼─────────────┼──────────┼───────────────
свыше 150 л. с. до 200 л. с. 1 10 100
(свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно
──────────────────────────────────┼─────────────┼──────────┼───────────────
свыше 200 л. с. до 250 л. с. 1,5 15 150
(свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно
──────────────────────────────────┴─────────────┴──────────┴───────────────
Автобусы с мощностью двигателя (с каждой л. с.)
──────────────────────────────────┬─────────────┬──────────┬───────────────
до 200 л. с. (до 147,1 кВт) включительно 1 10 100
──────────────────────────────────┼─────────────┼──────────┼───────────────
свыше 200 л. с. (свыше 147,1 кВт) 2 20 200
──────────────────────────────────┴─────────────┴──────────┴───────────────
Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой л. с.)
──────────────────────────────────┬─────────────┬──────────┬───────────────
до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно 0,5 5 50
──────────────────────────────────┼─────────────┼──────────┼───────────────
свыше 100 л. с. до 150 л. с. 0,8 8 80
(свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно
──────────────────────────────────┼─────────────┼──────────┼───────────────
свыше 150 л. с. до 200 л. с. 1 10 100
(свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно
──────────────────────────────────┼─────────────┼──────────┼───────────────
свыше 200 л. с. до 250 л. с. 1,3 13 130
(свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно
──────────────────────────────────┼─────────────┼──────────┼───────────────
свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт) 1,7 17 170
──────────────────────────────────┴─────────────┴──────────┴───────────────
Другие самоходные транспортные средства, машины 0,5 5 50
и механизмы на пневматическом и гусеничном
ходу (с каждой л. с.)
──────────────────────────────────┬─────────────┬──────────┬───────────────
Во-вторых, с 2010 г. допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом:
- количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств;
- экологического класса автомобилей, являющихся объектом обложения.
Рассмотрим отдельно эти два фактора градации ставок транспортного налога.
Количество лет. В прежней формулировке п. 3 ст. 361 НК РФ для дифференциации ставок определяющим был срок полезного использования, который не учитывал текущее состояние автомобиля, а показывал период, в течение которого транспортное средство может эксплуатироваться и являться объектом налогообложения. Кроме этого, для применения указанной градации в Налоговом кодексе не было уточнено, как рассчитать срок полезного использования авто в целях исчисления транспортного налога.
Рекомендации на данный счет содержались в Порядке заполнения налоговой декларации по транспортному налогу. Федеральный закон N 282-ФЗ устранил этот недостаток, прописав прямо в Налоговом кодексе используемый в расчете налога показатель.
В частности, количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска авто. Поясним на примере.
Пример: Допустим, законом субъекта РФ с 2010 г. установлена пониженная ставка (75% от базовой ставки) для транспортных средств при условии, что количество лет, прошедших с года их выпуска, составляет не более 5. Транспортное предприятие имеет на балансе автомобили с различным годом выпуска, например: 2002, 2004, 2008 гг.
Покажем в табличке, как рассчитать количество лет, прошедших с года выпуска транспортных средств данного предприятия по состоянию на 1 января 2010 г.
ТС 2002 г. выпуска ТС 2004 г. выпуска ТС 2008 г. выпуска
─────────────────────────┼───────────────────────┼─────────────────────────
С 01.01.2003 по 01.01.2010 С 01.01.2005 по 01.01.2010 С 01.01.2009 по 01.01.2010
─────────────────────────┼───────────────────────┼─────────────────────────
(7 лет) (5 лет) (1 год)
В подтверждение приведенного расчета можно порекомендовать читателю Письмо Минфина России от 07.07.2009 N 03-05-05-04/07. В нем рассчитан срок полезного использования транспортного средства, методика определения которого аналогична порядку определения количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств. Вернемся к условиям примера. Автопредприятие сможет воспользоваться в 2010 г. пониженной ставкой налога, предусмотренной региональными властями, в отношении автомобилей 2008 и 2004 гг. выпуска. К транспортным средствам 2002 г. выпуска будет применяться базисная ставка, так как количество лет, прошедших с года их выпуска, составляет более пяти.
Перейдем к следующему критерию, который может изменить обязательства перевозчика.
Экологический класс. При исчислении транспортного налога это совершенно новый показатель, его толкование можно найти в Техническом регламенте о безопасности колесных транспортных средств (документ вступает в силу с сентября 2010 г.) и в Специальном техническом регламенте о требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ.
Итак, экологический класс - классификационный код, характеризующий транспортное средство в зависимости от уровня выбросов вредных загрязняющих веществ. В настоящий момент выделяются пять экологических классов, содержащих категории и подгруппы автомобильной техники и технические нормативы выбросов (см. Приложение 2 к Постановлению Правительства РФ от 12.10.2005 N 609). Чем ниже экологический класс, тем меньше уровень выбросов, и можно предположить, что ставка налога будет меньше. В обратном случае принадлежность автомобиля к высокому экологическому классу говорит о загрязнении им окружающей среды, а это, в свою очередь, позволит региональным властям увеличить ставку транспортного налога.
Напоминаем, дифференциация ставок транспортного налога по количеству лет с года выпуска авто и по экологическому классу является правом регионов, которым они могут воспользоваться или, что называется, оставить про запас. То же самое можно сказать об увеличении базовых ставок транспортного налога, ведь власти могут их не менять, если будут найдены иные источники пополнения дефицита бюджета. Какими же в конечном итоге будут ставки транспортного налога в 2010 г., станет ясно только после ознакомления с нормативными актами субъектов РФ. При этом автопредприятию следует руководствоваться соответствующим законом своего региона, в котором зарегистрированы транспортные средства - объекты налогообложения.
Федеральным законом N 282-ФЗ повышены взимаемые ставки на многие подакцизные товары. Транспортным компаниям следует уделить внимание нескольким позициям: автомобили легковые (с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л. с.)), автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей. Мы не будем приводить новые акцизные ставки, скажем только, что повышение в среднем составит порядка 10% и это неизбежно приведет к повышению стоимости подакцизных товаров и, как следствие, к увеличению капитальных затрат (в части приобретения легковых автомобилей) и текущих расходов (в части закупки ГСМ). Бухгалтеру транспортного предприятия следует быть готовым к увеличению бюджета перечисленных расходов на 2010 г. и по возможности уточнить предстоящие финансовые потоки для того, чтобы обеспечить устойчивое финансовое состояние компании.