Подарки предназначены определенному кругу лиц (клиентам), значит расходы на приобретение подарков не могут учитываться в налогооблагаемой базе плательщика. Такие затраты расцениваются как безвозмездно переданное имущество и не уменьшают налогооблагаемую базу фирмы.
В опубликованном Письме специалисты финансового министерства рассмотрели вопрос налогообложения таких расходов, как затраты на приобретение подарков клиентам.
Речь не идет о скидках или призах, а только о подарках - вещах, приобретенных для передачи клиентам безвозмездно.
В части налога на прибыль отмечено, что раз подарки предназначены определенному кругу лиц (это следовало из запроса организации), то расходы на приобретение подарков не могут учитываться в налогооблагаемой базе плательщика. Такие затраты расцениваются как безвозмездно переданное имущество, и поэтому согласно п. 16 ст. 270 Налогового кодекса РФ не уменьшают налогооблагаемую базу фирмы.
Другое дело, когда подарки передаются в рамках рекламных мероприятий. Подпункт 28 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ относит расходы на рекламу реализуемых товаров или деятельности налогоплательщика к прочим расходам, связанными с производством и (или) реализацией. При соблюдении установленных Кодексом ограничений такие рекламные расходы для целей налогообложения нормируются.
Однако в соответствии с законодательством рекламой считается информация в любом виде, адресованная неопределенному кругу лиц (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ).
Обратите внимание: под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания на некое лицо или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена. Соответственно, распространение такой неперсонифицированной информации о лице, товаре, услуге должно признаваться распространением среди неопределенного круга лиц, в том числе в случаях распространения сувенирной продукции с логотипом организации в качестве подарков, поскольку заранее невозможно определить всех лиц, до которых такая информация будет доведена. Это разъяснение налоговой службы со ссылкой на позицию Федеральной антимонопольной службы (Письмо ФНС России от 25.04.2007 N ШТ-6-03/348@).
В отношении обложения расходов на приобретение подарков клиентам налогом на добавленную стоимость позиция финансистов однозначна и не вызывает противоречий. Под НДС подпадает как обычная реализация товаров, работ и услуг, так и реализация предметов залога, передача имущественных прав и т.д. (п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ). Ряд исключений установлен ст. 39 Налогового кодекса РФ.
Подарки передаются клиентам безвозмездно, и такой способ реализации не является исключением для целей исчисления НДС. Передача права собственности на товары (результатов выполненных работ, оказание услуг) на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг) (абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ). При этом облагается НДС передача подарков не только сторонним клиентам, но и своим сотрудникам, их детям, любому физическому и юридическому лицу.
В случае передачи подарков собственным сотрудникам (а также их детям) организация может рискнуть не начислять НДС, руководствуясь неоднократной позицией арбитражных судов (Постановление ФАС Уральского округа от 23.01.2006 N Ф09-6256/05-С2, Постановление ФАС Уральского округа от 29.12.2009 N Ф09-9886/09-С2, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.09.2010 по делу N А26-12427/2009 и др.). Правда, есть и противоположная арбитражная практика. Да и финансисты от своей позиции не отказываются и признают объектом НДС любую безвозмездную передачу подарков (Письмо Минфина России от 22.01.2009 N 03-07-11/16).
Как отмечено в опубликованном Письме, при приобретении товаров, которые предполагается вручить клиентам в качестве подарков, налогоплательщики имеют право на вычеты налога на добавленную стоимость. Такой вычет предоставляется в общеустановленном порядке. Известно, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации, в том числе в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи (пп. 2 п. 2 ст. 171 Налогового кодекса РФ).
Вычетам подлежат суммы налога, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг, имущественных прав), после принятия их на учет (абз. 2 п. 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ). Поэтому неважно, переданы уже подарки клиентам или нет. Право на вычет не зависит от даты передачи имущества, от смены права собственности на него. Одним из главных условий для принятия НДС к вычету является соблюдение требований, установленных п. п. 5, 5.1 и 6 ст. 169 Налогового кодекса РФ (п. 2 ст. 169 Налогового кодекса РФ).
Таким образом, организация может не начислять НДС в отношении подарков, предназначенных для вручения сотрудникам (их детям), но только если классифицировать такую передачу как поощрительные выплаты. При передаче же подарков, предназначенных сторонним клиентам (партнерам), НДС начислять надо обязательно.