Организации и предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, в текущем году при начислении доходов физическим лицам помимо страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФР должны исчислять также и страховые взносы на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС РФ, а также на обязательное медицинское страхование в ФФОМС и ТФОМС. В прошлом году по указанным видам обязательного страхования был установлен тариф 0% (пп. 2 п. 2 ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования").
Теперь же многим "упрощенцам" надлежит уплачивать страховые взносы в государственные внебюджетные фонды по общим тарифам, приведенным в п. 2 ст. 12 Закона N 212-ФЗ:
- 26% - в Пенсионный фонд РФ;
- 2,9% - в Фонд социального страхования РФ;
- 3,1% - в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
- 2,0% - в территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Страховые взносы в ПФР с выплат лицам 1966 года рождения и старше полностью перечисляются на финансирование страховой части трудовой пенсии застрахованного лица. С доходов же лиц 1967 года рождения и моложе начисленные страховые взносы направляются на страховую часть трудовой пенсии по тарифу 20% и на накопительную часть трудовой пенсии по тарифу 6% (п. 2.1 ст. 22 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").
Сразу же отметим, что во всех нижеприводимых случаях использования пониженных тарифов страховых взносов в ПФР исчисленные суммы взносов с доходов физических лиц:
- 1966 года рождения и старше по установленному тарифу полностью направляются на финансирование страховой части трудовой пенсии;
- 1967 года рождения и моложе по тарифу 6% перечисляются на накопительную часть трудовой пенсии.
Таким образом, для данной группы "упрощенцев" совокупный страховой тариф в государственные внебюджетные фонды с выплат физическим лицам в 2011 г. составит 34% (26 + 2,9 + 3,1 + 2,0). Суммы страховых взносов исчисляются и уплачиваются отдельно в каждый фонд.
Примечание. Тарифом страхового взноса признается размер страхового взноса на единицу измерения базы по страховым взносам (п. 1 ст. 12 Закона N 212-ФЗ).
Объектом обложения страховыми взносами, напомним, признаются (п. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ):
- доходы, выплачиваемые физическим лицам в рамках трудовых отношений;
- выплаты, осуществляемые физическим лицам:
- по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг;
- договорам авторского заказа, об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы или искусства, издательским лицензионным договорам и
- договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы или искусства;
- иные вознаграждения физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию согласно федеральным законам о конкретных видах обязательного социального страхования (для организаций).
Вместо понятия "по трудовым договорам" используется "в рамках трудовых отношений" (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 08.12.2010 N 339-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"). При этом в Законе N 212-ФЗ не дается расшифровка этому понятию.
Трудовые отношения, согласно ст. 15 ТК РФ, - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем:
- о личном выполнении работником за плату трудовой функции:
- работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации;
- конкретного вида поручаемой работнику работы;
- подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка, -
при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Исходя из этого определения, работники государственных внебюджетных фондов, скорее всего, при проверках не оставят без внимания коллективный договор, локальные нормативные акты, иные соглашения и трудовые договоры. Ведь все перечисляемые в этих документах выплаты, в том числе и социальные (и те, которые производятся членам семьи работника), можно отнести к доходам, осуществляемым "в рамках трудовых отношений".
И надо быть готовым к тому, что не подлежащими обложению страховыми взносами для плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, начиная с 1 января текущего года останутся лишь доходы, приведенные в ст. 9 Закона N 212-ФЗ. Тем более что это вытекает из понятия "база для начисления страховых взносов". Она, согласно п. 1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ, определяется как разность между совокупностью выплат и вознаграждений, относящихся к объекту обложения, и доходами, указанными в ст. 9 Закона N 212-ФЗ.
Примечание. С начала текущего года уточнен объект обложения страховыми взносами.
Особняком стоят вознаграждения:
- по договорам авторского заказа;
- договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства;
- издательским лицензионным договорам;
- договорам о предоставлении права использования произведений науки, литературы или искусства.
При определении базы по страховым взносам доходы физических лиц, полученные по указанным договорам, могут быть уменьшены на сумму фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов. Если же подтверждающие документы отсутствуют, то вычет осуществляется в размере, определенном в процентах от дохода. Значения таких процентов в зависимости от вида вознаграждения приведены в п. 7 ст. 8 Закона N 212-ФЗ. И касается это страховых взносов, направляемых в ПФР, ФФОМС и ТФОМС.
В части же страховых взносов, уплачиваемых в ФСС РФ, в базу для их исчисления не включается вся сумма вознаграждения по приведенным выше договорам, а также по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг (пп. 2 п. 3 ст. 9 Закона N 212-ФЗ).
База определяется по каждому физическому лицу отдельно. Рассчитывается она нарастающим итогом с начала расчетного периода за каждый календарный месяц (п. 3 ст. 8 Закона N 212-ФЗ).
Предельная величина доходов каждого физического лица, облагаемая страховыми взносами, составляет 415 000 руб., которые ежегодно начиная с текущего года подлежат индексации.
Постановлением Правительства РФ от 27.11.2010 N 933 установлен размер индексации на 2011 г. - 1,1164. Определен же он с учетом роста средней заработной платы в РФ. Следовательно, предельная величина базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с учетом ее индексации составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 463 000 руб. (415 000 руб. x 1,1164) (с учетом округления до полных тысяч рублей), исчисленную нарастающим итогом с 1 января текущего года. С суммы доходов, превышающей ее, страховые взносы не начисляются (п. п. 4, 5 ст. 8 Закона N 212-ФЗ).
В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца страхователи, так же как и в прошлом году, производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, теперь только во все указанные фонды. Определяются они как разность между произведением величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов и суммой ежемесячного обязательного платежа, исчисленного с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
Примечание. Срок уплаты ежемесячных обязательных платежей во все государственные внебюджетные фонды - не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который они начисляются. Сумма страховых взносов, подлежащая перечислению в соответствующие фонды, определяется в полных рублях (п. п. 1, 5 и 7 ст. 15 Закона N 212-ФЗ).
Страхователи сумму страховых взносов, подлежащую уплате в ФСС РФ, вправе уменьшить на величину произведенных ими расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Превышение расходов на выплату обязательного страхового обеспечения над суммой начисленных страховых взносов в ФСС РФ они могут зачесть в пределах расчетного периода в счет предстоящих платежей по данному виду обязательного социального страхования (п. п. 2, 2.1 ст. 15 Закона N 212-ФЗ).
Пример 1. Начисленные торговой организацией, применяющей УСН, доходы, включаемые в облагаемую базу страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды, по месяцам первого квартала (нижнее число в графе) и нарастающим итогом с начала года (верхнее число) с разбивкой на выплаты физическим лицам 1966 года рождения и старше и 1967 года рождения и моложе представлены в таблице 1. Ни у одного работника доход на 1 апреля, исчисленный нарастающим итогом с начала года, не достиг 463 000 руб.
Таблица 1
|
Доходы, включаемые в облагаемую базу |
|||
январь |
февраль |
март |
I квартал |
|
Всего из них физическим лицам |
878 400 878 400 |
1 520 200 641 800 |
2 168 600 648 400 |
2 168 600 |
1966 года рождения и старше |
402 800 402 800 |
697 200 294 400 |
994 000 296 800 |
994 000 |
1967 года рождения и моложе |
475 600 475 600 |
823 000 347 400 |
1 174 600 351 600 |
1 174 600 |
Исчисленные суммы страховых взносов за январь составят:
- 199 848,00 руб. (402 800 руб. x 26% + 475 600 руб. x 20%) - в ПФР на страховую часть трудовой пенсии;
- 28 536,00 руб. (475 600 руб. x 6,0%) - в ПФР на накопительную часть трудовой пенсии;
- 25 473,60 руб. (878 400 руб. x 2,9%) - в ФСС РФ;
- 27 230,40 руб. (878 400 руб. x 3,1%) - в ФФОМС;
- 17 568,00 руб. (878 400 руб. x 2,0%) - в ТФОМС.
За два первых месяца календарного года исчисленные суммы страховых взносов возрастут:
- до 345 872,00 руб. (697 200 руб. x 26% + 823 000 руб. x 20%) - в ПФР на страховую часть трудовой пенсии;
- 49 380,00 руб. (823 000 руб. x 6,0%) - в ПФР на накопительную часть трудовой пенсии;
- 44 085,80 руб. (1 520 200 руб. x 2,9%) - в ФСС РФ;
- 47 126,20 руб. (1 520 200 руб. x 3,1%) - в ФФОМС;
- 30 404,00 руб. (1 520 200 руб. x 2,0%) - в ТФОМС.
По итогам же первого квартала исчисленные суммы страховых взносов достигли:
- 493 360,00 руб. (994 000 руб. x 26% + 1 174 600 руб. x 20%) - в ПФР на страховую часть трудовой пенсии;
- 70 476,00 руб. (1 174 600 руб. x 6,0%) - в ПФР на накопительную часть трудовой пенсии;
- 62 889,40 руб. (2 168 600 руб. x 2,9%) - в ФСС РФ;
- 67 226,60 руб. (2 168 600 руб. x 3,1%) - в ФФОМС;
- 43 372,00 руб. (2 168 600 руб. x 2,0%) - в ТФОМС.
Таким образом, организация должна перечислить в соответствующие фонды на счета отделения Федерального казначейства следующие суммы страховых взносов:
не позднее 15 февраля:
- 199 848 руб. - в ПФР на страховую часть трудовой пенсии;
- 28 536 руб. - в ПФР на накопительную часть трудовой пенсии;
- 25 474 руб. - в ФСС РФ;
- 27 230 руб. - в ФФОМС;
- 17 568 руб. - в ТФОМС;
не позднее 15 марта:
- 146 868 руб. (345 872,00 - 199 848,00) - в ПФР на страховую часть трудовой пенсии;
- 20 844 руб. (49 380,00 - 28 536,00) - в ПФР на накопительную часть трудовой пенсии;
- 18 612 руб. (18 612,20 (44 085,80 - 25 473,60)) - в ФСС РФ;
- 19 986 руб. (19 895,80 (47 126,20 - 27 230,40)) - в ФФОМС;
- 12 836 руб. (30 404 - 17 568) - в ТФОМС;
не позднее 15 апреля:
- 147 488 руб. (493 360 - 345 872,00) - в ПФР на страховую часть трудовой пенсии;
- 21 096 руб. (70 476 - 49 380) - в ПФР на накопительную часть трудовой пенсии;
- 18 804 руб. (18 803,60 (62 889,40 - 44 085,80)) - в ФСС РФ;
- 20 100 руб. (20 100,40 (67 226,60 - 47 126,20)) - в ФФОМС;
- 12 968 руб. (43 372 - 30 404) - в ТФОМС.
Приведенный в примере расчет на самом деле является проверочным. Искомые величины страховых взносов определяются как совокупность начисленных по каждому физическому лицу сумм страховых взносов, направляемых в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС И ТФОМС. А эти значения, в свою очередь, исчисляются исходя из величины базы для начисления страховых взносов по каждому физическому лицу, рассчитываемой с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом в каждый из фондов, и установленных тарифов страховых взносов.
Страхователи, осуществляющие выплаты физическим лицам, обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты (п. 6 ст. 15 Закона N 212-ФЗ). В совместном Письме ПФР от 26.01.2010 N АД-30-24/691 и ФСС РФ от 14.01.2010 N 02-03-08/08-56П страхователям была предложена для использования форма карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат (иных вознаграждений) и страховых взносов. В прошлом году "упрощенцы" заполняли лишь строки в отношении базы и начислений страховых взносов в ПФР. Теперь же им придется заполнять все строки. Данная форма, напомним, всего лишь рекомендована. Если она по каким-либо причинам не устраивает страхователя, то он вправе разработать собственную форму.
- По доходам инвалидов
При начислении выплат и иных вознаграждений физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, "упрощенцам" с этих доходов также необходимо исчислить страховые взносы в государственные внебюджетные фонды. В этом случае используются пониженные тарифы: 16% - в ПФР, 1,9% - в ФСС РФ, 1,1% - в ФФОМС, 1,2% - в ТФОМС. Следовательно, совокупный тариф страховых взносов по доходам инвалидов - 20,2% (16 + 1,9 + 1,1 + 1,2).
Окончание примера 1. Дополним условие примера: у "упрощенца" также работают два инвалида III группы, родившиеся в 1962 г. и в 1978 г. Им в январе было начислено соответственно 28 700 и 24 100 руб., в феврале и марте - по 21 400 и 17 800 руб.
Начисленные суммы страховых взносов с их доходов составили:
в январе:
- 7002,00 руб. (28 700 руб. x 16% + 24 100 руб. x 10%) - в ПФР на страховую часть трудовой пенсии;
- 1446,00 руб. (24 100 руб. x 6%) - в ПФР на накопительную часть трудовой пенсии;
- 1003,20 руб. (52 800 руб. x 1,9%) - в ФСС РФ;
- 580,80 руб. (52 800 руб. x 1,1%) - в ФФОМС;
- 633,60 руб. (52 800 руб. x 1,2%) - в ТФОМС;
за январь - февраль:
- 12 206,00 руб. ((28 700 руб. + 21 400 руб.) x 16% + (24 100 руб. + 17 800 руб.) x 10%) - в ПФР на страховую часть трудовой пенсии;
- 2514,00 руб. (41 900 руб. x 6%) - в ПФР на накопительную часть трудовой пенсии;
- 1748,00 руб. ((21 400 руб. + 17 800 руб. + 52 800 руб.) x 1,9%) - в ФСС РФ;
- 1012,00 руб. ((39 200 руб. + 52 800 руб.) x 1,1%) - в ФФОМС;
- 1104,00 руб. (92 000 руб. x 1,2%) - в ТФОМС;
за первый квартал:
- 17 410,00 руб. ((50 400 + 21 400 руб.) x 16% + (41 900 руб. + 17 800 руб.) x 10%) - в ПФР на страховую часть трудовой пенсии;
- 3582,00 руб. (58 700 руб. x 6%) - в ПФР на накопительную часть трудовой пенсии;
- 2492,80 руб. ((21 400 руб. + 17 800 руб. + 92 000 руб.) x 1,9%) - в ФСС РФ;
- 1443,20 руб. ((39 200 руб. + 92 000 руб.) x 1,1%) - в ФФОМС;
- 1574,40 руб. (131 200 руб. x 1,2%) - в ТФОМС.
Совокупность начисленных сумм страховых взносов с доходов инвалидов (7002,00, 1446,00, 1003,20, 580,80, 633,60 руб.) и с доходов остальных работников организации (199 848, 28 536, 25 474, 27 230, 17 568 руб.) составят подлежащие уплате платежи за январь в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС.
Разность между исчисленными суммами страховых взносов за январь - февраль и январь в соответствующие фонды: 5204 руб. (12 206,00 - 7002,00), 1068,00 руб. (2514 - 1446), 744,80 руб. (1749,00 - 1003,20), 431,20 руб. (1012,00 - 580,80), 470,40 руб. (1104,00 - 633,60) - подлежит уплате за февраль вместе со страховыми взносами, исчисленными в аналогичном порядке с доходов всех остальных работников организации, - 146 868, 20 844, 18 612, 19 986, 12 836 руб.
По итогам же марта с доходов работников-инвалидов подлежит уплате в фонды: 5204 руб. (17 410 - 12 206,00), 1068,00 руб. (3582 - 2514), 744,80 руб. (2492,80 - 1749,00), 431,20 руб. (1443,20 - 1012,00), 470,40 руб. (1574,40 - 1104,00). Они присовокупляются соответственно к исчислениям с доходов остальных работников за этот месяц - 147 488, 21 096, 18 804, 20 100, 12 968 руб.
Так как "упрощенцем" помимо общих тарифов страховых взносов используются и пониженные тарифы, то при оформлении расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам за I квартал 2011 г. (форма РСВ-1 ПФР, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 N 894н), за I квартал 2011 г. ему помимо разд. 2 "Расчет страховых взносов по тарифу, установленному для плательщика страховых взносов" необходимо заполнить также и разд. 3 "Расчет страховых взносов по пониженному тарифу в отношении отдельных работников" и 4 "Основания для применения пониженного тарифа" указанной формы (п. п. 5.1 и 6.1 Рекомендуемого порядка заполнения расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
В расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 156н) специальный раздел для начисления страховых взносов по пониженным тарифам не предусмотрен. Поэтому в таблице 1 "Расчеты по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" разд. I по строке 2 "Начислено страховых взносов" отражается общая сумма начисленных страховых взносов, подлежащая зачислению в территориальный орган ФСС РФ с начала года, - 65 382,20 руб. - с делением ее на суммы, исчисленные на начало последнего квартала отчетного периода (0 руб.) и за этот квартал (65 382,20 руб.). Последняя же величина, в свою очередь, подразделяется на составляющие по месяцам первого квартала: 26 476,80 руб. (25 473,60 + 1003,20), 19 357,00 руб. (18 612,20 + 744,80), 19 548,40 руб. (18 803,60 руб. + 744,80) (п. 5.4 Порядка заполнения формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС РФ) (утв. упомянутым Приказом Минздравсоцразвития России N 156н (далее - Порядок 4-ФСС РФ)).
В таблице 3.1 "Сведения, необходимые для применения плательщиками страховых взносов пониженного тарифа страховых взносов, установленного частью 2 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ" разд. I Расчета приводятся данные по каждому физическому лицу - инвалиду I, II или III группы, которым были начислены выплаты и иные вознаграждения в течение отчетного периода. Следовательно, количество заполненных строк в таблице 3.1 должно соответствовать количеству указанных физических лиц - инвалидов. Сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных нарастающим итогом с начала года, не может превышать предельную величину базы, установленную в текущем году, - 463 000 руб. (п. п. 8 и 9 Порядка 4-ФСС РФ).
Не столь уж редко работники представляют документ о признании их инвалидами какой-либо группы в середине года. Причем в большинстве случаев инвалидность им устанавливается не с первого числа календарного месяца.
Статьей 11 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что дата осуществления выплат и иных вознаграждений для страхователей-работодателей определяется как день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу работника (физического лица). Следовательно, выплаты и иные вознаграждения включаются в базу для расчета страховых взносов на дату их начисления, а уже к рассчитанной базе применяется пониженный тариф. Поэтому страхователь применяет пониженные тарифы страховых взносов с 1-го числа того месяца, в котором работником получена инвалидность.
Если с работника по результатам освидетельствования (переосвидетельствования) снимается инвалидность, то с 1-го числа этого месяца плательщик страховых взносов не вправе по данному лицу использовать пониженные тарифы (Письмо Минздравсоцразвития России от 22.06.2010 N 1977-19). Исходя из этого, сведения о начисленных ему доходах начиная с месяца, в котором работником был утрачен статус инвалида I, II или III группы, отражаются в разд. 2 Расчета РСВ-1 ПФР и не учитываются в графе 5 таблицы 3 разд. 1 формы 4-ФСС РФ.
- Производственниками
Федеральным законом от 28.12.2010 N 432-ФЗ "О внесении изменений в статью 58 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и статью 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" п. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ дополнен пп. 8, а п. 2 этой же статьи - пп. 3.2.
В новом пп. 8 п. 1 статьи приведено 36 видов экономической деятельности (классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности). Во введенном в разд. 4 Расчета РСВ-1 ПФР подразделе 4.4 "Расчет соответствия условия на право применения плательщиками страховых взносов пониженного тарифа для уплаты страховых взносов, установленного частью 3.2 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ" (Приказ Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 N 54н) приведены коды ОКВЭД по этим 36 видам деятельности. Организации и индивидуальные предприниматели, использующие УСН, которые занимаются перечисленными в этом подпункте производственными и социальными видами деятельности, имеют право исчислять страховые взносы в ПФР по пониженному тарифу - 18%. При этом страховые взносы с выплат лицам 1967 года рождения и моложе, исчисленные по тарифу 12%, направляются соответственно на страховую часть трудовой пенсии (пп. 8 п. 4, п. 10 ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ).
В остальные же государственные внебюджетные фонды исчисление страховых взносов они осуществляют по тем же общим тарифам: 2,9% - в ФСС РФ, 3,1% - ФФОМС, 2% - ТФОМС (ч. 3.2 ст. 58 Закона N 212-ФЗ). Следовательно, общий размер тарифов у таких "упрощенцев" составляет 26% (18 + 2,9 + 3,1 +2,0).
Заявленный вид деятельности (из приведенных 36 видов) у "упрощенцев" должен быть основным. А это означает, что доля доходов от реализации продукции или оказанных услуг по нему не может составлять менее 70% от общего объема доходов. Причем при расчете этой процентной доли в общую сумму доходов надлежит включать не только выручку от реализации товаров, работ и услуг, но и внереализационные доходы.
Минздравсоцразвития России поручено утвердить порядок подтверждения основного вида экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя (на момент подписания номера такой документ не был утвержден).
В Информационном сообщении от 24.03.2011 <О порядке применения пониженных тарифов страховых взносов, уплачиваемых в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, некоторыми категориями плательщиков> руководство ПФР разъяснило, что плательщик взносов, применяющий УСН, подтверждает основной вид экономической деятельности путем представления в территориальный орган ПФР Расчета РСВ-1 ПФР. В таблице, приведенной в упомянутом подразделе 4.4 разд. 4 Расчета, "упрощенцам" надлежит указать:
- общую сумму доходов;
- сумму доходов от льготируемого вида деятельности;
- долю доходов от льготируемого вида деятельности в общей сумме доходов.
Таким образом, работодатели-"упрощенцы", у которых по итогам I квартала 2011 г. последний показатель составляет не менее 70%, вправе применять пониженный тариф. Расчет РСВ-1 ПФР с заполненным подразделом 4.4 им необходимо подать не позднее 16 мая.
Если по итогам отчетного (расчетного) периода основной вид экономической деятельности "упрощенца" не будет соответствовать заявленному основному виду экономической деятельности, то такая организация или такой индивидуальный предприниматель лишаются права применять пониженный тариф страховых взносов в ПФР с начала отчетного (расчетного) периода, в котором допущено такое несоответствие. "Упрощенец" в этом случае обязан исчислить страховые взносы в Пенсионный фонд РФ по общему тарифу 26% и перечислить недостающую их часть в бюджет фонда. При этом им уплачиваются и суммы соответствующих пеней (п. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ).
Пример 2. Организация, применяющая УСН, занимается производством спортивных товаров. В первом полугодии размер базы для исчисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды ежемесячно составлял 680 000 руб. Из этой суммы доходы физических лиц 1966 года рождения и старше составляли 320 000 руб.
По итогам первого полугодия выручка от продажи произведенных спортивных товаров оказалась менее 70% от общего объема доходов.
Недоимку по страховым взносам в ПФР на страховую часть трудовой пенсии в связи с утратой права на применение пониженных тарифов "упрощенец" уплатил 12 июля. В этот же день им уплачены и пени по страховым взносам.
Поскольку "упрощенец" осуществлял производство спортивных товаров, а этот вид деятельности приведен в пп. "о" п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ среди льготируемых 36 видов, то им с начала года при исчислении страховых взносов в ПФР использовался пониженный тариф - 18%. Исходя из этого, им ежемесячно направлялось 100 800 руб. (320 000 руб. x 18% + 360 000 руб. x 12%) на финансирование страховой части трудовой пенсии и 21 600 руб. (360 000 руб. x 6%) на финансирование накопительной части трудовой пенсии.
Начисления же в остальные государственные внебюджетные фонды ежемесячно составляли: 19 270 руб. (680 000 руб. x 2,9%) - в ФСС РФ, 21 080 руб. (680 000 руб. x 3,1%) - в ФФОМС, 13 600 руб. (680 000 руб. x 2,0%) - в ТФОМС.
За январь - май им было перечислено страховых взносов в бюджеты:
- ПФР - 504 000 руб. (320 000 руб/мес. x 5 мес. x 18% + 360 000 руб/мес. x 5 мес. x 12%) на страховую часть и 108 000 руб. (360 000 руб/мес. x 5 мес. x 6%) на накопительную часть;
- ФСС РФ - 98 600 руб. (680 000 руб/мес. x 5 мес. x 2,9%);
- ФФОМС - 105 400 руб. (680 000 руб/мес. x 5 мес. x 3,1%);
- ТФОМС - 68 000 руб. (680 000 руб/мес. x 5 мес. x 2,0%).
По завершении первого полугодия организацией не выполнено требуемое условие по 70% доли выручки от продажи произведенных спортивных товаров в общей сумме доходов. Поэтому "упрощенец" теряет право на использование пониженного тарифа страховых взносов в ПФР. В связи с этим по итогам июня при начислении страховых взносов в ПФР на финансирование страховой части трудовой пенсии им используются общие тарифы для соответствующих групп застрахованных лиц - 26 и 20%. Искомая величина страховых взносов - 931 200 руб. (320 000 руб/мес. x 6 мес. x 26% + 360 000 руб/мес. x 6 мес. x 20%). Следовательно, перечислению на финансирование страховой части трудовой пенсии за этот месяц подлежит 427 200 руб. (931 200 - 504 000). На финансирование же накопительной части, а также в остальные внебюджетные фонды уплачиваются все те же суммы:
- 21 600 руб. (360 000 руб/мес. x 6 мес. x 6% - 108 000 руб.) - в ПФР на накопительную часть трудовой пенсии;
- 19 270 руб. (680 000 руб/мес. x 6 мес. x 2,9% - 98 600 руб.) - в ФСС РФ;
- 21 080 руб. (680 000 руб/мес. x 6 мес. x 2,9% - 105 400 руб.) - в ФФОМС;
- 13 600 руб. (680 000 руб/мес. x 5 мес. x 2,9% - 68 000 руб.) - в ТФОМС.
Причитающиеся к уплате в ПФР на страховую часть трудовой пенсии 427 200 руб. следует разделить на подлежащую перечислению сумму страховых взносов за июнь - 155 200 руб. ((320 000 руб/мес. x 6 мес. x 26% + 360 000 руб/мес. x 6 мес. x 20%) - (320 000 руб/мес. x 5 мес. x 26% + 360 000 руб/мес. x 5 мес. x 20%)) - и величину недоимки за январь - май - 272 000 руб. (472 000 - 155 200), - поскольку ежемесячно страхователем недоплачивалось страховых взносов по 54 400 руб. ((320 000 руб. (26% - 18%) + 360 000 руб. (20% - 12%)) = (680 000 руб. x 8%)).
И перечислять эти суммы следует двумя платежными поручениями, так как в поле 106, в котором указывается показатель основания платежа (2 знака), по первой сумме надлежит привести "ТП" - платежи текущего года, по второй - "ЗД" - добровольное погашение задолженности по истекшему отчетному периоду при отсутствии требования об уплате страховых взносов от территориального отделения ПФР (п. 5 Правил указания информации, идентифицирующей платеж, в расчетных документах на перечисление налогов и сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами, утв. Приказом Минфина России от 24.11.2004 N 106н).
Организация должна уплатить также и пени за задержку платежей - 5229 руб. (5229,48 руб. (((54 400 руб. x (7,75% x 13 дн. + 8% x 15 дн.) + 8% x (108 800 руб. x 31 дн. + 163 200 руб. x 30 дн. + 217 600 руб. x 31 дн. + 272 000 руб. x 27 дн.)) : 365 дн.)), где 7,75 и 8% - ставки рефинансирования Банка России, которые действовали в период начисления пеней - с 16 по 27 февраля и с 28 февраля по 12 июля; 13, 15, 31, 30, 31 и 27 - количество календарных дней в периоды с 16 по 27 февраля и с 28 февраля по 15 марта, с 16 марта по 15 апреля, с 16 апреля по 15 мая, с 16 мая по 15 июня, с 16 июня по 12 июля; 54 400, 108 800, 163 200, 217 600 и 272 000 руб. - задолженности по страховым взносам, образовавшиеся в связи с пересчетом на 1 февраля, 1 марта, 1 апреля, 1 мая, 1 июня).
На перечисление пеней также оформляется отдельное платежное поручение. В поле 104 поручения при этом указывается код бюджетной классификации 392 1 02 02010 06 2000 160.
- Иными страхователями
Среди 36 видов деятельности имеется также и деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий (пп. "я.7" п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ). При этом законодатель из общей массы лиц, занимающихся этим видом, исключил "упрощенцев":
- организации и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны;
- российские организации, осуществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывающие услуги (выполняющие работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных (IT-организации).
Для указанных "упрощенцев" установлены свои пониженные тарифы: 8% - в ПФР (2 и 6% - тарифы страховых взносов по выплатам физическим лицам 1967 года рождения и моложе, направляемых на страховую и накопительную части трудовой пенсии) и по 2% - в ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС (п. 3 ст. 58 Закона N 212-ФЗ; п. 7 ст. 33 Закона N 167-ФЗ). Следовательно, общий размер тарифов у таких "упрощенцев" составляет 14% (8,0 + 2,0 + 2,0 + 2,0).
Организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, применяют пониженные тарифы страховых взносов при выполнении ими нескольких условий.
Первое из них - получение организацией документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий. Порядок ее получения утвержден Постановлением Правительства РФ от 06.11.2007 N 758.
Двумя остальными установлены минимальные размеры:
- доли доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи имущественных прав на программы для ЭВМ, базы данных, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных, которая должна составлять не менее 90% в сумме всех доходов организации;
- средней численности работников, определяемой в порядке, устанавливаемом Росстатом. Минимальное ее значение - 50 человек.
Сотрудники ПФР и ФСС РФ при проверках организаций, которые были зарегистрированы в 2011 г., указанные долю доходов и среднюю численность будут сравнивать с минимальными их значениями по итогам отчетного (расчетного) периода. Это прописано в п. 2.2 ст. 57 Закона N 212-ФЗ, к которому и сделана отсылка в п. 5 ст. 58 Закона N 212-ФЗ. Статьей 57 Закона N 212-ФЗ, напомним, устанавливались размеры пониженных тарифов страховых взносов на 2010 г. и условия, при которых страхователь вправе был воспользоваться ими.
Действующим же на начало текущего года страхователям предлагается обратиться к п. 2.1 ст. 57 Закона N 212-ФЗ. Согласно этой норме доля доходов и средняя численность работников определялись по итогам девяти месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, предусмотренным пп. 4 п. 2 ст. 57 Закона N 212-ФЗ. Поскольку пониженные тарифы, указанные в пп. 4 п. 2 ст. 57 Закона N 212-ФЗ, действовали в 2010 г., то доля доходов и средняя численность определялись за 9 месяцев 2009 г.
В связи с этим в конце прошлого года Минздравсоцразвития России выпустило два Приказа - от 20.12.2010 N 1135н и от 21.12.2010 N 1147н. Указанными Приказами были дополнены расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам:
- в разд. I "Расчет по начисленным, уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и произведенным расходам" формы 4-ФСС РФ добавили таблицу 4.1;
- в разд. 4 "Основания для применения пониженного тарифа" формы РСВ-1 ПФР добавили подраздел 4.3 "Расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа для уплаты страховых взносов, установленного пунктом 4 части 2 статьи 57 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ", -
которые надлежало заполнять IT-организациям. В них страхователи должны были указывать показатели, подтверждающие право на применение пониженного тарифа страховых взносов.
Если по итогам отчетного или расчетного периода прошлого года организацией не выполнялось хотя бы одно из указанных условий, а также в случае лишения ее государственной аккредитации, такая организация в силу нормы п. 2.4 ст. 57 Закона N 212-ФЗ лишалась права на использование пониженных тарифов с начала периода, в котором было выявлено несоответствие установленным требованиям.
У вновь созданных организаций возможно было невыполнение всех трех условий, у существующих на 1 января - лишь первого, поскольку показатели доли доходов и средней численности, определяемые за 9 месяцев 2009 г., продолжали соответствовать требованиям во все отчетные и расчетный периоды 2010 г.
Не исключена вероятность, что при контроле действующих на 1 января 2011 г. страхователей проверяющие "пролонгируют" срок на год, то есть долю доходов и среднюю численность работников будут определять за 9 месяцев 2010 г., поскольку приведенные выше пониженные тарифы начинают действовать с 1 января 2011 г. (в прошлом году для IT-организаций тарифы страховых взносов составляли: 14% - в ПФР, 0% - в ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС (пп. 4 п. 2 ст. 57 Закона N 212-ФЗ)).
В ст. 58 Закона N 212-ФЗ, предусматривающей применение пониженных тарифов в текущем году, ссылки на указанный порядок не содержится. Из этого логично предположить, что правовых оснований для утраты в 2011 г. права на применение пониженных тарифов с начала отчетного периода, в котором выявлено несоблюдение условий, у организаций, их применяющих, нет. Следовательно, вопрос о том, с какого момента организация утрачивает данное право в случае невыполнения упомянутых условий, в текущем году законодательством по страховым взносам не урегулирован.
Но с таким прочтением ст. 58 Закона N 212-ФЗ проверяющие из фондов, скорее всего, не согласятся. Остается ждать официальных разъяснений по данному поводу Минэкономразвития России.
Такие же тарифы - 8% в ПФР и по 2% в ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС - в текущем году также могут использовать и "упрощенцы" - хозяйственные общества, созданные бюджетными научными учреждениями и вузами после 13 августа 2009 г. (пп. 4 п. 1 ст. 58, п. 3 ст. 58 Закона N 212-ФЗ).
Напомним, что бюджетные научные учреждения и вузы в силу норм п. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" и п. 8 ст. 27 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" могут создавать хозяйственные общества в целях практического применения и внедрения результатов интеллектуальной деятельности: программ для ЭВМ, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау).
Для того чтобы воспользоваться пониженным тарифом, хозяйственные общества, помимо того что они являются "упрощенцами", должны осуществлять научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и внедрять результаты интеллектуальной деятельности в производство. Под научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами подразумеваются работы по созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), в частности изобретательство (п. 4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ).
Пониженные тарифы страховых взносов установлены для российских организаций и индивидуальных предпринимателей (работодателей), которые осуществляют производство, выпуск в свет (в эфир), издание средств массовой информации (кроме рекламного и эротического характера), в том числе в электронном виде (пп. 7 п. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ). Среди таковых могут оказаться и "упрощенцы".
В текущем году совокупный тариф для указанных страхователей составляет 26%: 20% - в ПФР, 2,9% - в ФСС РФ, 1,1% - в ФФОМС и 2% - в ТФОМС. Деление страховых взносов в ПФР, исчисленных с доходов физических лиц 1967 года рождения и моложе, на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии производится по тарифам 14 и 6% (п. 9 ст. 33 Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ).
Указанные организации и индивидуальные предприниматели вправе применять пониженные тарифы страховых взносов, если основным видом их экономической деятельности является (пп. "а" и "б" п. 7 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ):
- деятельность в области организации отдыха и развлечений, культуры и спорта - в части деятельности в области радиовещания и телевещания (код ОКВЭД 92.20) или деятельности информационных агентств (код ОКВЭД 92.40);
- издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации - в части издания газет (код ОКВЭД 22.12) или журналов и периодических публикаций (код ОКВЭД 22.13), в том числе интерактивных.
Страхователи обязаны подтверждать свои полномочия по производству, выпуску в свет и изданию СМИ, а также основные виды деятельности. В связи с чем Правительство РФ должно утвердить для них (п. п. 1.1, 1.2 ст. 58 Закона N 212-ФЗ):
- порядок подтверждения основного вида экономической деятельности;
- полномочия по производству, выпуску в свет (в эфир) и (или) изданию СМИ.
На данных лиц будет заведен специальный реестр. Вести его будет уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти. Причем этот реестр должен передаваться в ПФР и ФСС РФ не позднее 1-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (п. 1.2 ст. 58 Закона N 212-ФЗ).
Правилами подтверждения полномочий плательщиков страховых взносов в государственные внебюджетные фонды по производству, выпуску в свет (в эфир) и (или) изданию средств массовой информации, а также ведения реестра указанных плательщиков страховых взносов и передачи его в органы контроля за уплатой страховых взносов (утв. Постановлением Правительства РФ от 05.03.2011 N 150) полномочия по ведению реестра российских организаций и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют деятельность в области производства и распространения СМИ, возложены на Роскомнадзор. Сведения, подтверждающие полномочия указанных плательщиков, представляются ими в указанный орган однократно (п. 11 Правил). Поэтому плательщикам, которые ведут указанную деятельность, для применения с начала текущего года пониженных тарифов страховых взносов надлежало до 30 марта 2011 г. представить в территориальный орган Роскомнадзора документы, перечисленные в п. 6 Правил (п. 7 Правил), а именно:
- заявление о подтверждении полномочий плательщика страховых взносов и сведения о том, что он не издает СМИ рекламного и эротического характера, по форме, утвержденной Роскомнадзором, содержащее сведения, указанные в пп. "б" - "ж" п. 5 Правил;
- копию свидетельства о регистрации средства массовой информации, указанного в заявлении;
- устав редакции средства массовой информации либо договоры, подтверждающие, что издание СМИ осуществляется плательщиком, который подает заявление.
Чтобы организации и предприниматели, осуществляющие деятельность, указанную в пп. 7 п. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, могли применять пониженные тарифы страховых взносов, Правительство РФ должно утвердить порядок подтверждения этими организациями основного вида экономической деятельности (п. 1.1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ). Однако такой порядок на момент подписания номера принят еще не был. Остается надеяться, что до момента представления Расчета РСВ-1 ПФР за I квартал 2011 г. он все же будет утвержден. И тогда указанные работодатели при оформлении расчета на законных основаниях смогут указывать пониженный тариф страховых взносов.
В противном же случае для минимизации рисков им остается исчислять и уплачивать страховые взносы по общему тарифу. После же утверждения порядка они будут вправе осуществить перерасчет страховых взносов по пониженным тарифам, а излишне уплаченные их суммы зачесть в счет предстоящих платежей.
Страхователь:
- при исключении его из реестра организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере СМИ, либо
- если вид его экономической деятельности не соответствует виду деятельности, при котором возможно применение пониженных ставок взносов, -
утрачивает право исчислять взносы с применением пониженных тарифов с начала отчетного (расчетного) периода, в котором допущено какое-либо из перечисленных ниже нарушений (п. 1.3 ст. 58 Закона N 212-ФЗ). Сумму страховых взносов в таком случае надлежит пересчитать по общим тарифам с начала периода, в котором выявлено указанное несоответствие, и доплатить необходимые суммы в бюджеты ПФР и ФФОМС. Помимо этого страхователю придется уплатить и пени.