Комментарий к письму Минфина России от 05.08.2010 г. № 03-11-06/3/117 "ЕНВД: Переоборудование помещения под торговое место"
В данном Письме Минфин России рассказывает о таких видах деятельности, подлежащих ЕНВД, как розничная торговля через объект стационарной торговой сети и передача в аренду помещений для торговли. Кроме того, упомянуто про переоборудование объекта из офисного помещения в магазин. Мы постараемся подробнее рассмотреть данные вопросы.
Организация, обратившаяся с запросом в финансовое министерство, арендовала бывшее офисное помещение под розничную торговлю. По словам представителей фирмы, в помещении был организован торговый зал. В договоре аренды площадь помещения была прописана как "офисное помещение для торговли строительными материалами". Между тем в технической документации на здание площадь торгового зала была обозначена как офисное помещение, и про торговлю там ничего указано не было.
Должна ли организация-арендатор перейти на ЕНВД в отношении розничной торговли? Ответ положительный, если данный вид деятельности подлежит ЕНВД решением региональных органов власти. Однако тут есть варианты:
- розничная торговля через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту (пп. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ);
- розничная торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети (пп. 7 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).
Сразу понятно, что торговый объект является стационарным, так как бывшее офисное помещение в любом случае находится в здании, подсоединенном к инженерным коммуникациям. А вот вопрос о наличии торгового зала не так прост, как кажется на первый взгляд.
Согласно ст. 346.27 Налогового кодекса РФ стационарная торговая сеть, имеющая торговые залы, должна быть расположена в предназначенных для торговли зданиях и строениях, имеющих помещения, специально предназначенные для ведения торговли и обслуживания покупателей. Объектами такой сети являются магазины и павильоны. По всем параметрам закрытое офисное помещение является объектом с торговым залом.
Отсутствие же торговых залов означает отсутствие обособленных и специально оснащенных для торговых целей помещений. К объектам без торговых залов относятся крытые рынки, торговые комплексы, киоски, торговые автоматы и другие аналогичные объекты.
Офисное помещение, переоборудованное под ведение розничной торговли, тяготеет скорее к магазину или павильону, чем к месту в торговом комплексе или к киоску. Поэтому, по нашему мнению, ЕНВД следует применять к такой деятельности, как розничная торговля через объекты с торговыми залами (пп. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). При этом площадь торгового зала не должна превышать 150 кв. м.
Как следует из предоставленных данных, в договоре аренды четко прописано назначение объекта - розничная торговля. Остаются несостыковки с технической документацией, где торговля не упомянута. Значит, следует подать заявление в бюро технической инвентаризации для внесения изменений в паспорт объекта. Также Минфин России в Письме от 22.01.2008 N 03-11-05/10 указал, что для определения площади торгового зала следует использовать инвентаризационные документы, в том числе экспликацию, выданную БТИ.
Кроме того, Минфин России в комментируемом Письме "грозит" ст. 607 Гражданского кодекса РФ, согласно которой при отсутствии в договоре аренды данных, позволяющих определенно установить арендуемое имущество, договор не считается заключенным. Таким образом, без изменения инвентаризационных документов не обойтись. Расхождения в описании объекта между инвентаризационными и правоустанавливающими документами могут привести к тому, что торговля и вовсе будет признана незаконной.
Арендодатель переходит на ЕНВД, если сдает в аренду торговые места, расположенные в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети и объектов общественного питания, не имеющих зала обслуживания покупателей (пп. 13 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Значит, в рассматриваемом случае, когда торговый зал имеется, "вмененка" для арендодателя не применима. Ему придется состоять на общем режиме налогообложения или упрощенном при соблюдении соответствующих требований.