Комментарий к Письму ФНС России от 20.01.2014 N ГД-4-3/526@ «Об определении в целях налога на прибыль момента признания расходов в виде списанного безнадежного долга, по которому истек срок исковой давности, если налогоплательщик создает резервы по сомнительным долгам»
Налоговики, находя при проверках налога на прибыль списание налогоплательщиками безнадежных долгов, особое внимание обращают на причины такого списания. И если таковой является истечение срока исковой давности, то проверяется, совпадает ли время истечения с налоговым периодом, когда происходит рассматриваемое списание. И при разнесении данных моментов по разным годам, да еще если списание долга приходится на первый проверяемый год проверки, фискалы однозначно признают занижение облагаемой базы по налогу с соответствующим начислением недоимки, пеней и штрафа.
Описанный выше случай и рассматривается в комментируемом Письме ФНС России от 20.01.2014 N ГД-4-3/526". Налоговый орган по результатам выездной налоговой проверки вменил налогоплательщику нарушение в виде неправомерного завышения расходов, участвующих в формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций в периодах проверки, на суммы дебиторской задолженности, сроки исковой давности по которым истекли в более ранних налоговых периодах.
Руководство налоговой службы в комментируемом Письме признало, что в действующем налоговом законодательстве, в частности в ст. 272 НК РФ, устанавливающей порядок признания расходов при методе начисления, отсутствуют четкие нормы, регулирующие порядок определения момента признания внереализационных расходов в виде безнадежного долга.
Напомним, что имеющийся долг можно квалифицировать как безнадежный (нереальный к взысканию), если выполняется одно из перечисленных условий (п. 2 ст. 266 НК РФ):
из-за невозможности его исполнения (ст. 416 ГК РФ);
на основании акта государственного органа (ст. 417 ГК РФ);
в связи с ликвидацией организации (ст. 419 ГК РФ);
невозможность установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, вкладах или на хранении в кредитных организациях (пп. 3 п. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве");
отсутствие у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, при условии, что все принятые приставом-исполнителем меры по его отысканию оказались безрезультатными (пп. 4 п. 1 ст. 46 Закона N 229-ФЗ).
Вопрос определения момента включения во внереализационные расходы суммы безнадежного долга был рассмотрен Президиумом ВАС РФ в Постановлении от 15.06.2010 N 1574/10. К нему и обратились фискалы.
Высшие судьи, рассмотрев нормы ст. ст. 265, 266 и 272 НК РФ, констатировали, что:
Последняя же норма (п. 1 ст. 272 НК РФ), по их мнению, не предоставляет налогоплательщику права на произвольный выбор налогового периода, в котором в состав внереализационных расходов включается безнадежная к взысканию задолженность.
Сделанный вывод, на взгляд судей, соответствовал и действующим в то время положениям Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка (ст. ст. 8, 12 Закона N 129-ФЗ). Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Проведение инвентаризации обязательно, в том числе перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (п. 2 ст. 12 Закона N 129-ФЗ).
Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий (ст. 8 Закона N 129-ФЗ).
Таким образом, налогоплательщик, проводя по состоянию на последнюю дату отчетного (налогового) периода инвентаризацию, по ее итогам должен определить сумму дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные к взысканию, и произвести их списание.
Отметим, что Закон N 129-ФЗ прекратил свое действие 31 декабря 2012 г., на смену ему пришел Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". Обязательное проведение инвентаризации согласно Закону N 402-ФЗ устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами (п. 3 ст. 11 Закона N 402-ФЗ). Подпунктом 4 п. 3 ст. 21 Закона N 402-ФЗ уточнено, что федеральным стандартом устанавливаются требования к инвентаризации активов и обязательств. Но за прошедший год ни одного федерального стандарта принято не было.
В то же время до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных Законом N 402-ФЗ, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные Минфином России до дня вступления в силу рассматриваемого Закона (п. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ).
Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н) установлено, что перед составлением годовой отчетности в обязательном порядке проводится инвентаризация (п. п. 26, 27). Поэтому приведенный в Постановлении ВАС РФ N 1574/10 вывод применим также в настоящее время. Если налогоплательщиком по результатам инвентаризации на 31 декабря 2013 г. была выявлена дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек в 2013 г., а также другие долги, нереальные к взысканию, то ему надлежало списать их, включив соответствующие суммы в налоговом учете во внереализационные расходы данного налогового периода.
В комментируемом Письме приведено положение Постановления N 1574/10 о том, что содержащееся в нем толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел. При этом подчеркнуто, что после принятия указанного Постановления ВАС РФ решение аналогичных вопросов арбитражными судами в пользу налоговых органов имеет дополнительную перспективу. Тем самым руководство налоговой службы предлагает подчиненным в случаях, идентичных приведенному выше, незамедлительно обращаться в суд.
Руководство налоговой службы в комментируемом Письме напомнило о норме п. 1 ст. 54 НК РФ. Ею предоставляется право налогоплательщику провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога. Этим фискалы как бы ненавязчиво предлагают уже налогоплательщику согласиться с выводами акта налоговой проверки о неправомерности завышения расходов в проверяемом налоговом периоде и учесть списание безнадежного долга, по которому истек срок исковой давности, в предыдущем налоговом периоде, когда этот факт свершился.
Казалось бы, какая разница для налоговиков, в каком налоговом периоде списан безнадежный долг, - ведь его сумма в любом случае уменьшит налоговую базу. Списание долга в более поздний период позволяет некоторое время использовать оборотные средства налогоплательщика Федеральным казначейством: ведь организация вначале перечислит в бюджет большую сумму налога, чем полагалось бы при списании нереального к взысканию долга, а уж в периоде списания (последующем) излишек вернется к ней обратно.
И все же действия налоговиков вполне логичны. Не исключена вероятность, что момент истечения исковой давности приходится на пред-пред-пред-предыдущий год (четвертый по счету). И налогоплательщик, показав в уточненной налоговой декларации за этот период переплату налога, не сможет получить ее из бюджета в силу п. 7 ст. 78 НК РФ. Ведь налог возвращается не более чем за три года.
Опять же при получении уточненной декларации, по которой причитается возврат налога, фискалы вначале проведут ее камеральную проверку, а затем уже при положительном результате будет принято решение по возврату суммы переплаты. То есть как минимум в течение 100 дней (п. 2 ст. 88, п. 1 ст. 100 НК РФ) после представления уточненки денежные средства будут находиться в бюджете.
А со второго полугодия 2013 г. налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), представленной по истечении двух лет со дня, установленного для подачи налоговой декларации (расчета) по соответствующему налогу за соответствующий отчетный (налоговый) период, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом), вправе истребовать у налогоплательщика первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации (расчета), и аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменений (п. 8.3 ст. 88 НК РФ).
Отметим, что попытка налогоплательщика в упомянутом Постановлении Президиума ВАС РФ N 1574/10 сослаться на отсутствие у него задолженности по уплате налога на прибыль, ввиду того что установленное инспекцией занижение налоговой базы в последующем налоговом периоде перекрывается завышением им соответствующей базы предыдущих налоговых периодов в связи с несписанием рассматриваемой дебиторской задолженности, не была принята во внимание судьями, поскольку предыдущие налоговые периоды не входили в число проверяемых инспекцией периодов по налогу на прибыль. Поэтому налоговый орган, по мнению высших судей, был лишен возможности подтвердить либо опровергнуть утверждение налогоплательщика о наличии у него переплаты за прошлые годы, сложившейся в результате невключения рассматриваемых сумм дебиторской задолженности в состав внереализационных расходов прошлых налоговых периодов.
Опять же судьи обратили внимание, что определение налогового периода, в котором упомянутые расходы подлежат учету, должно производиться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о перерыве течения срока исковой давности (ст. 203 ГК РФ). Напомним, что течение срока исковой давности прерывается:
В совместном Постановлении ВС РФ от 12.11.2001 N 15 и ВАС РФ от 15.11.2001 N 18 указано на следующие действия, которые свидетельствуют о признании долга:
После перерыва течение срока исковой давности начинается заново. Время, истекшее до перерыва, при этом не засчитывается в новый срок.
В комментируемом Письме не приведен оригинал вопроса, с которым обратились в ФНС России. Но, судя по содержанию ответа, можно предположить, что таковым было подчиненное подразделение налоговой службы либо инициатива ответа исходила из недр федеральной службы, к которой попал акт налоговой проверки. И руководство службы не оставило без внимания ошибки проверяющих.
В акте по всем эпизодам списания безнадежного долга делается вывод о завышении налогоплательщиком внереализационных расходов в проверяемом периоде. В то же время из материалов акта вытекает, что налогоплательщиком в проверяемых периодах в целях налогообложения создавались резервы по сомнительным долгам.
Напомним последовательность действий налогоплательщика при формировании им резерва по сомнительным долгам (п. 4 ст. 266 НК РФ).
На последнее число отчетного (налогового) периода ему необходимо провести инвентаризацию дебиторской задолженности. Для оформления результатов такой инвентаризации можно использовать акт, самостоятельно разработанный налогоплательщиком, либо воспользоваться унифицированной формой ИНВ-17 "Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами" (утв. Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88) (применяемые формы первичных учетных документов организация утверждает приложением к учетной политике).
Из данной дебиторской задолженности необходимо выделить те долги, которые являются сомнительными. В налоговом учете сомнительным долгом в силу п. 1 ст. 266 НК РФ признается любая задолженность, которая возникла в связи с реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг), если она не погашена в сроки, установленные договором, не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
Таким образом, имеющуюся дебиторскую задолженность налогоплательщик может признать сомнительным долгом, если она одновременно удовлетворяет следующим условиям:
При соблюдении этих условий долг является сомнительным. Именно такую задолженность следует учитывать в формировании резерва.
Финансисты при этом настойчиво рекомендуют не признавать сомнительной задолженностью задолженность:
Размер сомнительного долга определяется с учетом суммы НДС (Письма Минфина России от 24.07.2013 N 03-03-06/1/29315, от 11.06.2013 N 03-03-06/1/21726). Подтвердил это и Президиум ВАС РФ, указав в Постановлении от 23.11.2005 N 6602/05, что сумма предъявленного покупателю НДС также отражается в составе дебиторской задолженности по результатам инвентаризации.
По каждому сомнительному долгу определяется процент отчислений в резерв. Процент отчислений в резерв зависит от срока возникновения сомнительного долга (он приведен в таблице 1).
Таблица 1
Срок возникновения сомнительного долга |
Процент отчислений в резерв от суммы сомнительного долга |
Более 90 календарных дней |
100 |
От 45 до 90 календарных дней (включительно) |
50 |
Менее 45 календарных дней |
0 |
Совокупность произведений суммы сомнительного долга и процента отчислений в резерв составит расчетную сумму отчислений:
где - совокупность стоимостей сомнительных долгов, срок возникновения которых превышает 90 календарных дней; i - количество договоров с долгами, срок возникновения которых превышает 90 календарных дней;
- совокупность стоимостей сомнительных долгов, срок возникновения которых - от 45 до 90 календарных дней; j - количество договоров с долгами, срок возникновения которых - от 45 до 90 календарных дней.
Сумма созданного резерва по сомнительным долгам (Срез.) не может превышать 10% от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ. Выручка же от реализации (Вреал.) определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары, работы, услуги, имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах (п. 2 ст. 249 НК РФ):
Расчетная сумма отчислений сравнивается с предельной величиной отчислений. Если по результатам сравнения окажется, что Срасч. >= Спред., в резерв включается предельная сумма (Спред.). Если же по результатам сравнения окажется, что Срасч. < Спред., в резерв включается расчетная сумма (Срасч.).
Как видим, меньшая из двух рассматриваемых сумм включается в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода в качестве суммы резерва по сомнительным долгам (п. 3 ст. 266, пп. 7 п. 1 ст. 265, пп. 2 п. 7 ст. 272 НК РФ).
Сумма резерва по сомнительным долгам, не полностью использованная налогоплательщиком в отчетном периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, может быть перенесена им на следующий отчетный (налоговый) период. Сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва при этом должна быть скорректирована на величину остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода. В случае если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде. В случае если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде (п. 5 ст. 266 НК РФ).
Пример 1. По состоянию на 31 декабря 2013 г. по результатам инвентаризации дебиторской задолженности налогоплательщик выявил сомнительные долги по четырем договорам:
На 30 сентября во внереализационные расходы было включено в качестве резерва по сомнительным долгам 132 750 руб. Сумма резерва на тот момент складывалась по двум договорам: 50% долга N 2 - 38 350 руб. (76 700 руб. x 50%) и 135 700 руб., образовавшиеся по первому договору (долг N 1), оплата которого должна была быть осуществлена 20 июня. И эта совокупность превосходила предельную сумму отчислений, которая как раз и равнялась 132 750 руб. Причитающаяся сумма по первому договору поступила 20 ноября. Объем выручки организации от реализации товаров (работ, услуг) по итогам 2013 г. - 1 867 000 руб.
Расчетная сумма отчислений в резерв по итогам года составила 185 850 руб. (см. табл. 2).
Таблица 2
Номер долга |
Сумма долга, руб. |
Срок платежа по договору |
Срок долга по состоянию на 31 декабря, количество календарных дней |
Процент отчислений в резерв |
Сумма отчислений в резерв, руб. (гр. 2 x гр. 5) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
N 2 |
76 700,00 |
05.09.2013 |
более 90 |
100 |
76 700,00 |
N 3 |
106 200,00 |
09.10.2013 |
от 45 до 90 |
50 |
53 100,00 |
N 4 |
112 100,00 |
06.11.2013 |
от 45 до 90 |
50 |
56 050,00 |
N 5 |
100 300,00 |
12.12.2013 |
менее 45 |
0 |
0,00 |
Итого |
185 850,00 |
Предельная сумма отчислений в резерв - 186 700 руб. (1 867 000 руб. x 10%).
Поскольку расчетная сумма отчислений меньше предельной величины (185 850 < 187 600), то во внереализационные расходы по итогам года включается именно расчетная сумма - 185 850 руб.
По итогам 9 месяцев во внереализационные расходы было включено в виде резерва по сомнительным долгам 132 750 руб. Поэтому 31 декабря во внереализационные расходы дополнительно включается еще 53 100 руб. (185 850 - 132 750).
При создании резерва по сомнительным долгам в силу пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ во внереализационные расходы включается лишь часть суммы безнадежного долга, которая не покрывается резервом. Проверяющие же по всем выявленным случаям списания безнадежных долгов в ненадлежащих периодах вменили налогоплательщику нарушение в виде завышения сумм внереализационных расходов на всю сумму безнадежного долга, что при наличии у него резерва по сомнительным долгам не является обоснованным.
Резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в порядке, установленном ст. 266 НК РФ (п. 4 ст. 266 НК РФ). Следовательно, когда сомнительные долги переходят в разряд безнадежных, они учитываются в счет резерва, а не признаются убытками на основании пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ. Возможность учесть во внереализационных расходах безнадежные долги появится, только если размер долгов превысит сумму резерва.
Пример 2. Несколько изменим условие примера 1: по результатам инвентаризации на 31 декабря установлено, что срок исковой давности по первому договору закончился 2 октября 2013 г., по второму - 25 ноября.
Расчетная сумма отчислений в резерв по итогам года составила 321 550 руб. (см. табл. 3).
Таблица 3
Номер долга |
Сумма долга, руб. |
Срок платежа по договору |
Срок долга по состоянию на 31 декабря, количество календарных дней |
Процент отчислений в резерв |
Сумма отчислений в резерв, руб. (гр. 2 x гр. 5) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
N 1 |
135 700,00 |
02.10.2010 |
более 90 |
100 |
135 700,00 |
N 2 |
76 700,00 |
25.11.2010 |
более 90 |
100 |
76 700,00 |
N 3 |
106 200,00 |
09.10.2013 |
от 45 до 90 |
50 |
53 100,00 |
N 4 |
112 100,00 |
06.11.2013 |
от 45 до 90 |
50 |
56 050,00 |
N 5 |
100 300,00 |
12.12.2013 |
менее 45 |
0 |
0,00 |
Итого |
321 550,00 |
Предельная сумма отчислений в резерв - 186 700 руб. (1 867 000 руб. x 10%).
Расчетная сумма отчислений превзошла предельную ее величину (321 550 > 187 600). Поэтому во внереализационные расходы по итогам года организация могла бы включить сумму, равную предельной величине отчислений, - 187 600 руб.
Однако в IV квартале 2013 г. по двум договорам истек срок исковой давности и долги по этим договорам перешли в безнадежные. Их совокупная стоимость - 212 400 руб. (135 700 + 76 700) - покрывается за счет созданного резерва. Поскольку полученная совокупность превосходит полагающуюся к включению во внереализационные расходы сумму резерва (212 400 > 187 600), то разница между этими величинами - 24 800 руб. (212 400 - 187 600) - признается убытком в силу пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ.
При определении величины внереализационных доходов за 2013 г. в них учитывается включенная по итогам 9 месяцев во внереализационные расходы сумма резерва - 132 750 руб.
За счет резерва, по мнению финансистов, надлежит списывать любую задолженность, которая признана безнадежной, даже если она не учитывалась при формировании резерва (Письмо Минфина России от 17.07.2012 N 03-03-06/2/78).
В том случае, когда сумма резерва оказалась больше размера подлежащих списанию за его счет безнадежных долгов, остаток резерва можно перенести на следующий отчетный (налоговый) период. При этом его размер нужно скорректировать в соответствии с упомянутым п. 5 ст. 266 НК РФ.
Если резерв на следующий налоговый период организация не создает, то весь остаток резерва включается во внереализационные доходы (п. 7 ст. 250 НК РФ).
В завершение комментируемого Письма руководство налоговой службы акцентировало внимание подчиненных, участвующих в проверках, на тех моментах, которые должны быть ими совершены при обнаружении создания налогоплательщиком резерва по сомнительным долгам:
В бухгалтерском учете с 2011 г. формирование резерва по сомнительным долгам стало обязательным (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности).
Сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.
Напомним, что создание оценочных резервов рассматривается как изменение оценочных значений в соответствии с п. п. 2, 3 Положения по бухгалтерскому учету "Изменение оценочных значений" (ПБУ 21/2008) (утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н).
Резервы сомнительных долгов создаются по любой дебиторской задолженности, признаваемой организацией сомнительной (не только по задолженности покупателей и заказчиков за продукцию, товары, работы и услуги). При этом сомнительной может быть признана не только задолженность с наступившим сроком погашения, но и задолженность, срок погашения которой еще не наступил, если высока степень вероятности того, что при наступлении этого срока задолженность не будет погашена (абз. 2 п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности). В то же время, если в отношении просроченной дебиторской задолженности на отчетную дату имеется уверенность в погашении, резерв по данному долгу не создается (Письмо Минфина России от 27.01.2012 N 07-02-18/01).
В случае признания дебиторской задолженности сомнительной организация создает резервы сомнительных долгов. Величина созданного резерва учитывается на счете 63 "Резервы по сомнительным долгам" и относится на финансовые результаты организации:
Дебет 91-1 Кредит 63
Если в бухгалтерском учете все рассматриваемые долги признаны сомнительными и по ним в полной сумме создан резерв, то в учете образуется вычитаемая временная разница, поскольку она приводит к образованию отложенного налога на прибыль, который должен уменьшить сумму налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах. Наличие вычитаемой временной разницы обязывает организацию начислить отложенный налоговый актив (п. п. 11, 14 Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02, утв. Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н).
Окончание примера 1. Дополним условие: в бухгалтерском учете по результатам инвентаризации 31 декабря резерв по сомнительным долгам создан по четырем договорам в полной их сумме.
Общая сумма резерва достигла 395 300 руб. (76 700 + 106 200 + 112 100 + 100 300). И ее организация учла в прочих расходах:
Дебет 91-1 Кредит 63
Поскольку в налоговом учете во внереализационные расходы в виде резерва по сомнительным долгам включено лишь 185 850 руб., то разница между этими величинами - 209 450 руб. (395 300 - 185 850) - в бухгалтерском учете признается вычитаемой временной. В связи с чем 31 декабря начислен постоянный налоговый актив в сумме 41 890 руб. (209 450 руб. x 20%):
Дебет 09 Кредит 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль"
Апрель 2014 г.