Напомним, что в течение месяца со дня получения акта налоговой проверки налогоплательщик, не согласный с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения как по акту в целом, так и по его отдельным положениям (ст. 100 НК РФ).
Документы, подтверждающие обоснованность возражений, или их заверенные копии можно приложить сразу или представить в согласованный срок.
Примечание. Отсутствие письменных возражений не лишает налогоплательщика (представителя) прав:
Перед рассмотрением материалов налоговой проверки руководитель (его заместитель) налогового органа устанавливает факт явки лица, в отношении которого составлен акт, или его представителя.
При неявке налогоплательщика (представителя) должно быть установлено, извещен ли он в установленном порядке о дате, времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки.
Если факт надлежащего извещения установлен, то возможны два варианта решений:
В любом случае решение должно быть отражено в протоколе рассмотрения материалов налоговой проверки.
Другое дело, если будет установлено, что налогоплательщик не был извещен надлежащим образом. В таком случае выносится решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки, которое вручается или направляется налогоплательщику.
Решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки также может быть принято по ходатайству налогоплательщика.
Ход рассмотрения материалов налоговой проверки закрепляется в протоколе.
По решению лица, рассматривающего материалы налоговой проверки, и при наличии согласия налогоплательщика также может быть использована аудиозапись (и этот факт должен быть отражен в протоколе). Сама аудиозапись приобщается к протоколу.
В протоколе должны быть указаны следующие сведения:
Протокол подписывают все лица, присутствовавшие при рассмотрении материалов налоговой проверки. Если участвуют представители, то к протоколу должна быть приобщена копия доверенности.
Примечание. При необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений или отсутствия таковых может быть вынесено решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
В таком случае решение вручается (направляется) налогоплательщику, в отношении которого составлен акт налоговой проверки, по возможности вместе с уведомлением о вызове:
При ознакомлении с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля составляется протокол ознакомления, в котором должны быть указаны:
Протокол подписывают все лица, присутствовавшие при ознакомлении. К протоколу приобщается копия (копии) доверенности представителей лица.
Налогоплательщик должен получить копии всех документов, полученных в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля (кроме тех, что представил сам в порядке ст. 93 НК РФ). Документы, содержащие любую охраняемую законом тайну, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок.
В случае несогласия:
налогоплательщик в течение месяца вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, приложив к письменным возражениям соответствующие документы (в согласованный срок передав в налоговый орган).
В протоколе рассмотрения материалов дела указываются:
Протокол подписывают все лица, присутствовавшие при рассмотрении материалов дела, к нему приобщается копия доверенности представителей лица.
При получении жалобы (апелляционной жалобы) на акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц налоговых органов РФ налоговый орган в течение трех рабочих дней устанавливает, подлежит ли рассмотрению налоговыми органами поступившая жалоба.
Если поступившая жалоба подлежит рассмотрению иным государственным органом или органом местного самоуправления, то не позднее трех рабочих дней со дня поступления жалобы она направляется с сопроводительным письмом в соответствующий орган.
Податель жалобы при этом должен быть проинформирован об органе, в который перенаправлена жалоба на рассмотрение, и о причинах перенаправления.
В течение трех рабочих дней со дня поступления жалобы нижестоящий налоговый орган устанавливает, имеются ли обстоятельства для оставления ее без рассмотрения, а именно:
Если установлены обстоятельства для оставления жалобы без рассмотрения, то информация об этом направляется вышестоящему налоговому органу одновременно с направлением жалобы (апелляционной жалобы) в вышестоящий налоговый орган.
Если таких оснований нет, то в течение пяти рабочих дней со дня получения жалобы в вышестоящий орган должно быть направлено заключение, содержащее обоснованную позицию налогового органа по каждому доводу заявителя со ссылкой на имеющиеся у налогового органа документы, копии которых должны быть приложены к заключению.
Кстати, и вышестоящий налоговый орган также устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств для оставления жалобы без рассмотрения (п. 1 ст. 139.3 НК РФ) и при наличии принимает соответствующее решение, о чем уведомляет лицо, подавшее жалобу.
Общий срок рассмотрения жалобы - один месяц. Этот срок может быть продлен для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов или при представлении лицом, подавшим жалобу (апелляционную жалобу), дополнительных документов не более чем на один месяц. Продление срока оформляется решением вышестоящего налогового органа о продлении срока рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), которое вручается или направляется лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу), в течение трех рабочих дней со дня его принятия.
В этом решении должны быть указаны сведения о:
Решение по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) состоит из вводной, описательной и резолютивной частей.
В вводной части содержатся сведения:
В описательной части содержатся:
В резолютивной части указываются выводы налогового органа, рассмотревшего жалобу, из которых четко следует:
Решение составляется в двух экземплярах:
В нижестоящий налоговый орган, акт, действия (бездействие) должностных лиц которого обжаловались, направляется электронная копия решения. По просьбе заявителя (изложенной в жалобе) электронный экземпляр решения направляется и ему.
Ноябрь 2013 г.