Плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрировано транспортное средство, признаваемое объектом налогообложения. Однако из данного правила есть ряд исключений. И не так давно этот перечень был расширен.
В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса (далее - Кодекс) плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, являющиеся объектом налогообложения. Соответственно, с момента госрегистрации автомобиля в органах ГИБДД организация признается плательщиком транспортного налога.
Контролирующие органы в своих разъяснениях не раз обращали внимание налогоплательщиков на то, что обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от его фактического наличия или использования. Прекращение взимания транспортного налога предусмотрено Кодексом в случае снятия с учета ТС в регистрирующих органах. Иных оснований для прекращения взимания транспортного налога (за исключением угона ТС либо возникновения права на налоговую льготу) не установлено (см., напр., Письма Минфина России от 12 мая 2015 г. N 03-05-06-04/27048, от 24 января 2012 г. N 03-05-06-04/09, от 24 марта 2011 г. N 03-05-06-04/123, ФНС России от 27 января 2012 г. N БС-3-11/241 и т.д.).
Таким образом, в общем случае до тех пор, пока на организацию зарегистрирован автомобиль, в отношении данного ТС она признается плательщиком транспортного налога со всеми, что называется, вытекающими. В этом случае придется уплатить налог и представлять отчетность в ИФНС по общим правилам.
Однако из данного правила есть исключение, которое в принципе мы уже назвали. Речь идет о ситуации, когда автомобиль, зарегистрированный на фирму, угнали. Подпунктом 7 п. 2 ст. 358 Кодекса прямо предусмотрено, что объектом налогообложения по транспортному налогу не являются транспортные средства, находящиеся в розыске. Однако все не так просто. В соответствии с данной нормой для прекращения начисления транспортного налога необходимо, чтобы факт угона был документально подтвержден уполномоченным на то органом.
В силу п. 17.4 Методических рекомендаций по применению гл. 28 Кодекса в случае угона (кражи) транспортного средства налогоплательщики представляют в налоговый орган документ, подтверждающий факт его кражи (возврата). Таковой выдается органами МВД России (ГУВД, ОВД, УВД и др.), осуществляющими работу по расследованию и раскрытию преступлений, в том числе угонов (краж) транспортных средств.
Минфин России в Письме от 9 августа 2013 г. N 03-05-04-04/32382 разъяснил, что взимание налога в отношении транспортного средства, находящегося в угоне, прекращается начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором был совершен угон. Документом, подтверждающим факт угона, может являться справка об угоне, которая выдается органами, осуществляющими работу по расследованию и раскрытию угонов (краж) транспортных средств.
В то же время чиновники отметили, что помимо названной справки факт угона также может быть подтвержден и справкой о возбуждении уголовного дела. И если месяц, в котором автомобиль был угнан, по тем или иным причинам определить невозможно, то взимание транспортного налога прекращается с месяца, следующего за месяцем, в котором было возбуждено уголовное дело.
Пример 1. В феврале 2015 г. у ООО "Ромашка" был угнан автомобиль. Данный факт подтвержден справкой органа МВД. В июне 2015 г. автомобиль был найден и возвращен обществу.
Поскольку при исчислении транспортного налога месяц угона и месяц возврата ТС включаются в период его нахождения у налогоплательщика, то транспортный налог за 2015 г. должен быть рассчитан с учетом коэффициента, равного 0,75 (9 мес. : 12 мес.).
Необходимо учитывать, что угнанное транспортное средство не является объектом налогообложения по транспортному налогу только в период его розыска. При этом если период поисков, что на практике, увы, встречается довольно часто, растягивается на несколько лет, то факт нахождения автомобиля в розыске нужно подтверждать ежегодно, вплоть до снятия угнанного транспортного средства с учета.
В этой связи представляется целесообразным снять "пропавший" автомобиль с регистрационного учета, чтобы у налоговиков не возникало "лишних" вопросов. Такая возможность предусмотрена п. 5 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. N 1001.
Пример 2. Справка, выданная органом МВД, подтверждает, что в феврале 2015 г. у ООО "Гвоздика" был угнан автомобиль. Предположим, что до конца года данное ТС так и не будет найдено. В этом случае транспортный налог уплачивается за 2015 г. с коэффициентом 0,1667 (2 мес. : 12 мес.).
Обратите внимание! Для целей прекращения взимания транспортного налога необходимо представить в налоговый орган справку, которая подтверждает факт угона. То есть, к примеру, копии заявления, поданного в МВД о том, что ТС украдено, в подобных ситуациях недостаточно. Ведь такое заявление носит односторонний характер и непосредственно факт угона не подтверждает (см., напр., Постановления ФАС Уральского округа от 3 сентября 2013 г. N Ф09-6557/13, ФАС Северо-Кавказского округа от 31 октября 2011 г. N А15-2503/2010 и т.д.).
Отметим также, что в налоговый орган может быть представлен как подлинник справки об угоне, так и ее копия. Отличие в том, что, получив копию, налоговики направят запрос в орган, который выдал эту справку, чтобы убедиться, что факт угона действительно имеет место быть (см. Письмо от 13 мая 2015 г. N БС-3-11/1919@).
До недавнего времени перечень случаев, когда налогоплательщик мог "сэкономить" на транспортном налоге в отношении зарегистрированного на него ТС, ограничивался лишь тремя ситуациями (см., напр., Письмо ФНС России от 27 января 2012 г. N БС-3-11/241):
Минфин России в Письме от 6 мая 2015 г. N 03-05-06-04/26019 также указал, что иных оснований для прекращения взимания транспортного налога Кодексом не предусмотрено. При этом чиновники отметили, что в случае невозможности своевременной уплаты налога и при наличии оснований, предусмотренных п. 2 ст. 64 Кодекса, налогоплательщик вправе обратиться в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении ему отсрочки или рассрочки по уплате налога.
В то же время судебная практика не ограничивается лишь буквальным толкованием норм гл. 28 Кодекса.
Дело в том, что, как мы уже сказали, плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в установленном порядке зарегистрированы ТС, являющиеся объектом налогообложения. Выходит, для того чтобы не платить транспортный налог, просто не нужно ставить автомобиль на регистрационный учет. Вот тебе и реальная экономия.
Конечно же, налоговики с таким подходом не согласны (то есть в этой части инспекторы положения Кодекса читают с оговоркой). И по этому вопросу их суды поддерживают. Так, Верховный Суд РФ в Определении от 29 октября 2014 г. N 301-КГ14-2926 указал, что нормы налогового законодательства, устанавливающие объект обложения транспортным налогом, рассчитаны на добросовестного налогоплательщика, исполняющего обязанности по госрегистрации транспортных средств. И положительные последствия в виде отсутствия обязанности по уплате транспортного налога невозможны для недобросовестного налогоплательщика.
Таким образом, отсутствие регистрации ТС - это вовсе не основание, чтобы не платить транспортный налог. Все зависит от того, по какой причине автомобиль не был зарегистрирован в установленные на то сроки. И если в этом случае имеет место вина налогоплательщика (умышленно не ставил на учет в ГИБДД транспортное средство), то платить придется по полной.
С другой стороны, предположим, что в силу тех или иных обстоятельств организация, напротив, не может снять с регистрационного учета автомобиль, например имеют место какие-либо юридические помехи. Нужно ли при таких обстоятельствах платить в отношении данного ТС транспортный налог?
Верховный Суд РФ в Определении от 17 февраля 2015 г. по делу N 306-КГ14-5609 в этой части указал, что в случае, когда действующее налоговое законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика и на последнего возлагается обязанность в том числе по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то есть регистрация носит заявительный характер, риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий лежат именно на налогоплательщике, но...
В то же время судьи вынесли решение в пользу налогоплательщика. В рассматриваемом деле компания не имела возможности снять с учета ТС просто потому, что необходимые для этого документы не выдавал другой госорган... и тоже по уважительной причине. То есть по факту налогоплательщик оказался в заложниках ситуации. Его вынуждают платить налог в отношении ТС, которого у него, собственно, и нет уже (произошла авария), только лишь на том основании, что данное транспортное средство не снято с учета. Причем и снять-то его с учета налогоплательщик не может, поскольку в данном конкретном деле это не от него зависело.
Примечательно, что указанное Определение Верховного Суда РФ N 306-КГ14-5609 содержится в Обзоре решений ВС, который Федеральная налоговая служба направила Письмом от 17 июля 2015 г. N СА-4-7/12693@ для сведения налоговиков "на местах", чтобы они использовали его в работе. Это позволяет сделать вывод, что в ФНС, наконец, согласилась с тем, что первоочередное значение имеет не только факт регистрации ТС на налогоплательщика, но и объективные обстоятельства, позволяющие или, наоборот, мешающие ему заявить о снятии ТС с учета.
Таким образом, фактически в ФНС (не без помощи Верховного Суда) признали прописную истину: при отсутствии вины налогоплательщика в том, что автомобиль не снят с регистрационного учета, обязанность по уплате в отношении его транспортного налога у него не возникает. Однако не стоит забывать, что в любом случае придется документально подтвердить момент, когда ТС реально выбыл из базы по транспортному налогу.
Октябрь 2015 г.