Понятие "налогоплательщик" раскрыто в ст. 19 НК РФ. Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги. Филиалы и иные обособленные российские организации только исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.
Далее в части второй НК РФ указано, кто является налогоплательщиком применительно к каждому налогу.
Например, согласно ст. 143 НК РФ налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются:
Понятие "организации" раскрыто в п. 2 ст. 11 НК РФ - это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.
В связи с этим российским налоговым законодательством предусмотрено, что филиалы иностранных юридических лиц могут являться самостоятельными налогоплательщиками и, соответственно, нести ответственность за противоправные действия (бездействие) (см., к примеру, Постановление ФАС Поволжского округа от 24 мая 2007 г. по делу N А06-6668/2006).
В отличие от налогоплательщиков "налоговыми агентами" признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации (ст. 24 НК РФ).
В части второй НК РФ указано, кто и в каких случаях является налоговыми агентами, и перечислены их обязанности.
Например, согласно ст. 161 НК РФ налоговые агенты обязаны определить налоговую базу, исчислить, удержать у налогоплательщиков и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога на добавленную стоимость:
В том случае, когда доход, подлежащий обложению налогом у налогового агента, получен налогоплательщиком в натуральной форме и денежных выплат в данном налоговом периоде налогоплательщику не производилось, у налогового агента отсутствует обязанность удержания налога с плательщика. В этом случае необходимая информация представляется агентом в налоговый орган в порядке, предусмотренном пп. 2 п. 3 ст. 24 НК РФ (п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 41, Пленума ВАС РФ N 9 от 11 июня 1999 г. "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
За неудержание и неперечисление в бюджет причитающейся суммы налога налоговый агент может быть привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ. Кроме того, налоговый орган вправе начислить налоговому агенту пени (см., например, Постановление Президиума ВАС РФ от 20 сентября 2011 г. N 5317/11).
Если в нарушение положений п. 3 ст. 161 НК РФ налоговый агент не исчислит, не удержит из доходов, уплачиваемых арендодателю, и не уплатит в бюджет соответствующие суммы налога на добавленную стоимость, то такому налоговому агенту налоговый орган будет вправе доначислить налог, а также соответствующие суммы пени (см., Постановление ФАС Центрального округа от 17 ноября 2011 г. по делу N А64-2726/2011).
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 17 апреля 2012 г. N 16055/11 по делу N А12-19210/2010 отмечено, что при продаже имущества физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, налог на добавленную стоимость подлежит уплате лицом, осуществившим реализацию этого имущества. При этом Управление муниципальным имуществом администрации городского округа не является плательщиком налога на добавленную стоимость. К нему не могут быть применены меры ответственности и начисление пени в силу п. п. 1, 7 ст. 75, ст. ст. 106, 107 НК РФ.
Как указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 6 апреля 2010 г. N 14977/09 по делу N А07-4281/2008-А-ГАР/КИН, налог на доходы иностранных организаций подлежит перечислению в бюджет за счет средств, причитающихся организации, а не самого налогового агента.
Налогоплательщики уплачивают налоги за счет собственных средств, а налоговые агенты перечисляют налоги, удержанные из средств налогоплательщиков. Поэтому налоговый орган в решении о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности не вправе указывать формулировку "предложить уплатить налог", т.к. она может быть адресована только налогоплательщику (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 7 октября 2009 г. по делу N А19-3047/09).
Таким образом, налоговому агенту за неудержание у налогоплательщиков и неперечисление в бюджет соответствующих сумм налога могут быть начислены пени и наложен штраф по ст. 123 НК РФ.
Сама сумма налога взыскивается с налогоплательщика, а не с налогового агента, за исключением случаев:
Необходимо отметить, что наличие статуса налогоплательщика или налогового агента предполагает также обязанность по представлению в налоговый орган ряда документов, деклараций (расчетов). За неисполнение этой обязанности налогоплательщик (налоговый агент) может быть привлечен к налоговой ответственности, а в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации налоговый орган вправе принять решение о приостановлении операций по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств.
К оглавлению: Пени, штрафы, взыскания