Закон РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" устанавливает, что плательщиками налога на имущество физических лиц являются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилые дома, квартиры, комнаты, дачи, гаражи, иные строения, помещения и сооружения.
Информацию об объектах, подлежащих налогообложению, налоговые инспекции получают из органов, осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органов технической инвентаризации. Например, в Москве такие сведения в налоговые органы представляют Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве и ГУП МосгорБТИ.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, он поступает в бюджеты муниципальных образований.
Раньше граждане ежегодно получали уведомления об уплате налога на имущество физических лиц за текущий год в отношении принадлежащего им недвижимого имущества. Не получив такого уведомления в 2011 г., многие обеспокоились, а некоторые даже стали обращаться с письмами в Минфин России с вопросами: не отменен ли налог, а если нет, то как его платить?
В Письме от 15.02.2012 N 03-05-06-01/10, отвечая на один из таких вопросов, Минфин России разъяснил следующее. Дело в том, что Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ были внесены изменения в Закон РФ N 2003-1, касающиеся приведения сроков уплаты налога на имущество физических лиц в соответствие с положениями части первой Налогового кодекса РФ. Указанные изменения 1 января 2011 г. вступили в силу, с того времени уплата налога на имущество физических лиц производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог (п. 9 ст. 5 Закона РФ N 2003-1).
Налог за 2011 г. подлежит уплате на основании соответствующих уведомлений до 1 ноября 2012 г. В соответствии со ст. 52 НК РФ уведомление направляется налоговыми органами не позднее 30 дней до наступления срока платежа (Письмо ФНС России от 28.11.2011 N ЗН-4-11/19930@).
В этом же Письме ФНС России указала, что она считает необходимым Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации предусмотреть возможность исчисления имущественных налогов за 2011 г. и направления налоговых уведомлений налогоплательщикам - физическим лицам в срок до 15 июня 2012 г.
Здесь нужно заметить, что налогоплательщикам должны высылаться так называемые единые уведомления по транспортному, земельному налогам и налогу на имущество физических лиц. Форма уведомления утверждена Приказом ФНС России от 05.10.2010 N ММВ-7-11/479@. Этот же Приказ предписывает налоговым инспекциям формировать уведомление в зависимости от наличия у физического лица объектов налогообложения по одному налогу или нескольким налогам, подлежащим уплате на основании налогового уведомления (в том числе за предыдущие налоговые периоды при перерасчете сумм налогов).
При отсутствии у физического лица объекта налогообложения по налогу, подлежащему уплате на основании налогового уведомления, либо освобождении от налогообложения по такому налогу раздел уведомления по соответствующему налогу формироваться не должен. Иными словами, если гражданин не имеет автомобиля и земельного участка, то единое уведомление должно содержать только раздел, касающийся уплаты налога на имущество физических лиц.
Ситуация, когда владелец недвижимости не живет в той местности, где находится его собственность, не является необычной.
УФНС России по г. Москве в Письме от 29.06.2011 N 20-14/063081, сославшись на п. 9 Инструкции МНС России от 02.11.1999 N 54, разъяснило: если физическое лицо не проживает по месту нахождения имущества, признаваемого объектом налогообложения, налоговое уведомление на уплату исчисленного налога может быть направлено ему по почте по адресу фактического места жительства заказным письмом.
Для получения документов на уплату налога на имущество физических лиц налогоплательщику нужно своевременно информировать налоговую инспекцию по месту нахождения объекта недвижимого имущества, подлежащего налогообложению, об адресе своего фактического места жительства.
Статья 4 Закона РФ N 2003-1 предусматривает освобождение от уплаты налога для некоторых групп населения. Так, в частности, от уплаты налогов на имущество освобождены инвалиды I и II групп и инвалиды с детства, а от уплаты налога на строения, помещения и сооружения - пенсионеры. Причем касается льгота не только пенсионеров по возрасту, но и всех лиц, получающих пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации. В том числе граждан, не достигших пенсионного возраста, вышедших на пенсию по выслуге лет в связи с исполнением определенных профессиональных обязанностей, к примеру осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей (Письмо Минфина России от 29.09.2011 N 03-05-06-01/69). Освобождение от уплаты налога распространяется и на лиц, получающих пенсию по потере кормильца (Письмо УФНС России по г. Москве от 08.07.2011 N 20-14/066365).
Нужно заметить, что Закон РФ N 2003-1 не предусматривает льгот по уплате налога на имущество для такой группы граждан, нуждающихся в дополнительной поддержке государства, как многодетные семьи. Между тем Минфин России в Письме от 04.04.2012 N 03-05-06-01/17 разъяснил, что представительные органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Иными словами, вопросы, связанные с освобождением от уплаты налога на имущество физических лиц членов многодетной семьи, в полной мере могут быть урегулированы на местном уровне. Минфин России сообщил, что мониторинг нормативных правовых актов муниципальных образований о налоге на имущество физических лиц показал, что во многих муниципальных образованиях многодетные семьи, приемные родители, опекуны (попечители), усыновившие (опекающие) третьего и (или) последующего несовершеннолетнего гражданина в семье, освобождаются от уплаты налога на имущество физических лиц.
От уплаты налогов на имущество освобождаются ветераны Великой Отечественной войны, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, вольнонаемного состава и бывших партизан. От уплаты налога на строения, помещения, сооружения освобождены граждане, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане. При этом для военнослужащих, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике, льготы Законом N 2003-1 не предусмотрены (Письмо ФНС России от 01.12.2011 N БС-2-11/913@).
Льгота по налогу на имущество физических лиц автоматически не предоставляется. Для ее оформления лица, имеющие право на льготы, указанные в ст. 4 Закона N 2003-1, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы. В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов производится не более чем за три года. Для осуществления перерасчета требуется письменное заявление налогоплательщика.
При возникновении права на льготу в течение календарного года перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право.
Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном ст. ст. 78 и 79 НК РФ.
Зачастую объекты недвижимости, приобретаемые супругами, по разным соображениям регистрируются не на них двоих, а только на имя мужа или только на имя жены. Однако с точки зрения Семейного кодекса РФ имущество, приобретенное супругами во время брака, в том числе квартиры и т.п., является их совместной собственностью (если брачным договором не установлен иной режим для этого имущества). К нажитому во время брака относится имущество, приобретенное за счет общих доходов супругов, независимо от того, на имя мужа или жены оно приобретено и кем из супругов были внесены денежные средства.
В силу ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрация осуществляется в соответствии со ст. 24 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Во исполнение Закона N 122-ФЗ Минюст России Приказом от 25.03.2003 N 70 утвердил Методические рекомендации о порядке государственной регистрации права общей собственности на недвижимое имущество. Указанный нормативный акт рекомендует при подаче заявления дополнительно уточнять, что целью обращения является государственная регистрация права общей совместной собственности, и указывать реквизиты документов, свидетельствующих о наличии брачных отношений, а также данные о другом правообладателе в случае, когда заявление подается одним из правообладателей.
Право общей совместной собственности возникает с момента его государственной регистрации и подтверждается свидетельством, в котором указывается вид возникшего права собственности.
Как платится налог на имущество, зарегистрированное на имя одного из супругов, но фактически принадлежащее двоим - мужу и жене?
Минфин России в Письме от 02.02.2012 N 03-05-04-01/05 разъяснил этот момент (ФНС России направила указанное Письмо нижестоящим налоговым органам для руководства в работе Письмом от 21.02.2012 N БС-4-11/2888@). В силу п. 1 ст. 1 Закона РФ N 2003-1 плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Учитывая, что признание лица плательщиком налога на имущество осуществляется налоговой инспекцией на основании информации, полученной от органов, осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, исчисление налога на имущество физических лиц производится в отношении лица, указанного в правоустанавливающих документах на недвижимое имущество.
Иными словами, налог должен платить тот, чье имя записано в документах о праве собственности.
Обратите внимание, что, если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства (ст. 1 Закона N 2003-1). На наш взгляд, эта норма касается лиц, являющихся собственниками, имена которых указаны в правоустанавливающих документах на недвижимое имущество, а не собственников, являющихся таковыми в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации.
Они устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. Представительные органы местного самоуправления (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут определять дифференциацию ставок в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения. Закон N 2003-1 устанавливает ставки налога в следующих пределах: при стоимости до 300 тыс. руб. - до 0,1%, свыше 300 тыс. до 500 тыс. руб. - до 0,3%, свыше 500 тыс. руб. - до 2% включительно.
Июль 2013 г.