Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации..." затронул многие положения ныне действующего Налогового кодекса. В общей части они затрагивают вопросы взаимодействия инспекций при обмене информацией с другими организациями и налогоплательщиками. Кроме того, в последнее время широко внедряется возможность электронного документооборота. Теперь в этом вопросе технические возможности подкреплены еще и законодательными нормами. Это позволит разрешить некоторые спорные ситуации, касающиеся взаимодействия с налоговыми инспекциями при сдаче электронных документов.
Рассмотрим основные поправки, внесенные новым Законом, более подробно.
С принятием поправок процесс постановки на учет в налоговом органе обособленного подразделения (ОП) разделили в зависимости от его вида (это может быть филиал, представительство и др.). При открытии филиала или представительства организации не надо ставить его на учет по месту нахождения - налоговый орган проделает эту работу сам.
Если же компания создает любое другое обособленное подразделение, то теперь она обязана сообщить об этом в налоговый орган в течение трех дней. При изменении любых сведений об ОП организация должна информировать налоговиков также в течение трех дней. Причем за нарушение данного порядка увеличен штраф.
Также до трех дней сокращен срок информирования о прекращении деятельности любого подразделения, в том числе филиала и представительства. Раньше это можно было сделать в течение месяца.
С введением поправок в Кодекс передавать информацию в налоговые органы можно в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, заверив при этом документ электронно-цифровой подписью (ЭЦП). Это касается таких сведений, как, например, заявления о постановке на учет подразделения, об их создании и ликвидации, а также любая информация об открытии-закрытии счета, участии в иностранных компаниях, реорганизации, ликвидации и других действий компании.
Нововведения значительно упростят процесс информирования инспекторов и повысят оперативность в обмене информацией между налогоплательщиками и фискальными органами в отличие от ранее требуемых бумажных уведомлений.
Кроме того, теперь по желанию компании и, соответственно, по ее уведомлению свидетельство о постановке на налоговый учет или о снятии с него налоговики могут отправлять также в электронном виде.
С помощью поправок внесена ясность в вопросе способа представления деклараций. Как известно, можно сдать декларации как посредством Интернета, так и на различных носителях информации. Теперь же многовариантность в этом вопросе исключена - электронные декларации необходимо подавать только по телекоммуникационным каналам связи. Причем подкреплено данное требование еще и введением нового штрафа - за несоблюдение порядка представления в ИФНС налоговой декларации. Организацию, нарушившую его, накажут на 200 руб. Причем если она не устранит нарушение, далее последует штраф за непредставление декларации, размер которого, в свою очередь, тоже претерпел некоторые изменения. Теперь минимальное наказание по ст. 119 НК увеличено в десять раз и составит 1000 руб.
Однако все же есть и положительный для налогоплательщиков момент - теперь данный вид штрафа будет рассчитываться исходя из фактически неуплаченной суммы налога, а не подлежащей перечислению и указанной в декларации, как это было ранее. То есть если налогоплательщик нарушил сроки представления декларации, но при этом уплатил налог в полном объеме, то его ожидает минимальный штраф.
Еще одно изменение было внесено законодателями в части составления электронных деклараций. За Минфином оставили право давать разъяснения по вопросам применения налогового законодательства. Только теперь, с принятием поправок, его функции ограничатся. Полномочий по утверждению форм расчетов по налогам, деклараций, порядка их заполнения при передаче таких документов в электронном виде через Интернет финансовое ведомство теперь лишено. Делать это будут только налоговые органы по согласованию с Минфином.
Примечание. За Министерством финансов оставили право давать разъяснения по вопросам применения налогового законодательства. Только теперь, с принятием поправок, на этом его функции ограничатся.
С целью совершенствования учета имущества, подлежащего налогообложению, а именно - транспортных средств, земельных участков, недвижимости, уточнен порядок предоставления в инспекцию информации о них. Так, оговорена обязанность органов, осуществляющих регистрацию имущества, подавать сведения по состоянию на 1 января - до 1 марта в отношении транспортных средств и недвижимости, и до 1 февраля - имеющиеся данные о земельных участках.
Еще одно изменение, касающееся предоставления информации в налоговые органы, коснулось банков. Как и раньше, они должны сообщать налоговикам о суммах остатков денежных средств на счетах компании. Делать это нужно не позднее одного дня после получения запроса от ИФНС. Законодатели уточнили, что такие данные предоставляются банками в электронном виде.
Положительные изменения коснулись документооборота между организациями и налоговыми органами при проверках. Потребовать у налогоплательщиков необходимые документы контролирующий орган может и в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
В свою очередь, и сами требуемые документы также могут быть представлены компаниями аналогичным образом, заверенные при этом ЭЦП. Данное изменение упростит процесс представления документов, избавив компании от необходимости копировать множество форм и заверять их в последующем перед отправкой на проверку.
Статья 101 НК с внесением поправок дополнена положением, согласно которому проверяемая компания вправе ознакомиться со всеми материалами, в том числе рассматриваемыми в рамках дополнительных мероприятий. Это положение, несомненно, положительно скажется на своевременной информированности организации, в отношении которой проводится проверка.
Новым Законом за налогоплательщиком закреплено право проводить с инспекцией сверку расчетов по налогам, штрафам, пеням, по результатам которой организация может получить составленный фискальными органами акт, что, в свою очередь, закреплено за последними как обязанность.
По результатам сверки расчетов или же по заявлению компании платеж по налогу может быть уточнен. В соответствии с принятым Законом налоговые органы обязаны уведомить организацию о решении, принятом по данному вопросу, в течение пяти дней.
В случае имеющейся задолженности по платежам в бюджет и отсутствия средств на счетах налогоплательщика инспекция может взыскать требуемую к уплате сумму посредством имущества должника, привлекая к этому судебных приставов.
Стоит упомянуть, что принятым Законом изменен и срок исполнения требования об уплате налога. Теперь он составит 8 рабочих дней вместо действующих ранее 10 календарных (хотя, по существу, мало что изменилось, так как эти два срока соответствуют одному и тому же временному периоду). Способ передачи уведомления об уплате налога дополнен возможностью сделать это посредством телекоммуникационных каналов связи.
До принятия Закона N 229-ФЗ при нарушении этого срока инспекции уже не могли требовать взыскать имущество в счет долга, и такое решение становилось недействительным, чем зачастую и пользовались нерадивые налогоплательщики.
Согласно новому Закону инспекциям продлили возможность по взысканию долгов еще на год. Теперь, если соответствующего решения не принято в течение установленного срока (то есть спустя год после направления требования об уплате налога), налоговики могут еще в течение одного года взыскать долги по налогам за счет имущества в судебном порядке.
Еще одной поправкой в пользу налоговых органов стало положение о приостановлении операций по счетам в случае вынесения инспекцией соответствующего решения. Банк обязан сделать это даже в случае, если компанией-должником были внесены изменения в реквизиты счета.
Однако Законом N 229-ФЗ учитываются также и интересы налогоплательщиков в части взыскания недоимки по налогам. Так, в случае блокировки счета, сумма средств на котором больше объема задолженности по платежам в бюджет, по заявлению организации налоговый орган должен отменить блокировку счета в части превышения. Сделать это необходимо в двухдневный срок после получения подтверждения о балансе счета. Если инспекция сделала в банк соответствующий запрос, то, как указывалось выше, в соответствии с новым Законом банк должен ответить на него не позднее следующего дня.
Кроме того, с 1 января 2011 г. в случае неправомерной приостановки операций по счетам за каждый календарный день будут начисляться проценты в пользу организации-налогоплательщика исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни блокировки счета.
Кроме перечисленных выше штрафов, изменены суммы и по некоторым другим их видам, предусмотренным в Налоговом кодексе. Для наглядности эти изменения сведены в таблицу 1. Новым Законом ужесточена ответственность налоговых агентов. Теперь они могут понести наказание в виде штрафа не только в случае неперечисления суммы налога, но и за неудержание налога.
Таблица 1. Виды штрафов, подвергшихся изменению с принятием Закона N 229-ФЗ
|
Прежняя |
Новая |
|
За нарушение сроков подачи заявления о постановке |
5 000 руб. |
10 000 руб. |
|
Минимальный штраф за ведение деятельности |
Не менее |
Не менее |
|
За несвоевременное представление налоговой |
1 000 руб. |
1 000 руб. |
|
За несоблюдение порядка представления налоговой |
0 руб. |
200 руб. |
|
За грубое нарушение правил |
в п. 1 ст. 120 НК РФ |
5 000 руб. |
10 000 руб. |
в п. 2 ст. 120 НК РФ |
15 000 руб. |
30 000 руб. |
|
За несоблюдение порядка владения, пользования |
|
|
|
|
за каждый |
|
|
за отказ |
|
|
|
За дачу экспертом заведомо ложного заключения |
|
|
|
За неправомерное |
при первичном |
1 000 руб. |
5 000 руб. |
при повторном |
|
|
|
За непредставление банком справок о наличии |
|
|
|
За исполнение банком при наличии у него решения |
|
|
Кроме того, в целях устранения препятствий проверяющим при проведении налогового контроля предусмотрен штраф, регулируемый Кодексом об административных правонарушениях (ст. ст. 19.7, 23.5 КоАП РФ). Если проверяемая организация препятствует доступу чиновника для осмотра производственных, складских, торговых и иных помещений, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с объектом налогообложения, или же вовсе отказывает ему в доступе, к нему может быть применен штраф в размере 10 000 руб.
Размеры некоторых штрафов остались без изменения. Например, такие как неуплата или неполная уплата сумм налога, неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний и дача заведомо ложных показаний, отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода и некоторые другие.
Таким образом, большинство поправок, внесенных в часть первую Кодекса, затрагивают вопросы совершенствования документооборота и обмена информацией между налоговыми органами и налогоплательщиками и различными организациями.
Введенные изменения должны усовершенствовать процесс представления деклараций, а также других документов и различной информации, касающейся взаимодействия инспекций и организаций.
Но наряду с удобством и оперативностью для налогоплательщиков, поправки ужесточают ответственность налогоплательщиков. Так, многие штрафы увеличили от двукратного до десятикратного размера, кроме того, ввели некоторые дополнительные виды финансовой ответственности или расширили списки нарушений, за которые могут к ней привлечь.
Примечание. Законодатели ужесточили ответственность налогоплательщиков, увеличив многие штрафы, предусмотренные НК РФ, в несколько раз. Большая часть из них установлена за нарушения порядка предоставления информации налоговым органам.