Эпохальным Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования" были внесены значительные изменения также и в гл. 25 НК РФ. Причем часть этих изменений вступила в силу с 1 января 2011 г.
Для амортизируемого имущества
Амортизируемым имуществом в целях гл. 25 НК РФ признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено гл. 25 НК РФ), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и стоимостью (с начала текущего года) более 40 000 руб.
Аналогичное увеличение стоимостного показателя произведено и в п. 1 ст. 257 НК РФ. Теперь под основными средствами в целях гл. 25 НК РФ понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией, первоначальной стоимостью более 40 000 руб., а не 20 000 руб., как это было ранее.
Не столь уж давно (с 1 января 2008 г.) первоначальная стоимость имущества, признаваемого амортизируемым, была увеличена с 10 000 до 20 000 руб. (п. п. 27 и 28 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации"). В свое время Минфин России дал разъяснения по использованию новой стоимости. По мнению чиновников, приобретенное организацией имущество надлежало учитывать для целей налогообложения прибыли в соответствии с порядком, действующим на момент введения данного имущества в эксплуатацию (Письмо Минфина России от 03.11.2007 N 03-03-06/1/767). По амортизируемому имуществу, введенному в эксплуатацию до этой даты, следовало продолжать начислять амортизацию до полного погашения первоначальной стоимости (Письмо Минфина России от 28.08.2008 N 03-01-15/10-317).
Следуя этому, новую величину стоимости надлежит использовать по имуществу, вводимому в эксплуатацию после 1 января 2011 г. Если же приобретенное имущество вводилось в эксплуатацию в качестве объекта основных средств до 31 декабря прошлого года, то его следовало признать амортизируемым, если его стоимость превышала 20 000 руб. (при наличии других признаков амортизируемого имущества, установленных гл. 25 НК РФ).
С начала текущего года затраты на приобретение имущества с первоначальной стоимостью менее 40 000 руб. для целей налогообложения прибыли включаются в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию согласно пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ.
В бухгалтерском учете активы, в отношении которых выполняются условия принятия их к учету в качестве основных средств и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 20 000 руб. за единицу, могут отражаться в составе материально-производственных запасов (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н).
Пример 1. Организацией 29 декабря 2010 г. приобретено оборудование стоимостью 38 940 руб., в том числе НДС - 5940 руб. 12 января оно было введено в эксплуатацию, при этом в бухгалтерском учете установлены линейный способ начисления амортизации и срок полезного использования 4 года. Организация выполняет исключительно операции, которые облагаются НДС.
Стоимость приобретенного оборудования - 33 000 руб. (38 940 - 5940). При вводе его в эксплуатацию в бухгалтерском учете появляется новый объект основных средств с первоначальной стоимостью 33 000 руб. При этом принимается к вычету предъявленная сумма НДС. С февраля по оборудованию начисляется амортизация в сумме 687,50 руб/мес. (33 000 руб. / 48 мес.). Данные операции в учете сопровождаются следующими проводками:
- в декабре:
Дебет 08 Кредит 60
- 33 000 руб. - принят к оплате счет поставщика приобретаемого оборудования;
Дебет 19 Кредит 60
- 5940 руб. - выделена сумма НДС, предъявленная поставщиком оборудования;
- в январе:
Дебет 01 Кредит 08
- 33 000 руб. - оборудование введено в эксплуатацию;
Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19
- 5940 руб. - принята к вычету предъявленная сумма НДС;
- в феврале:
Дебет 20 Кредит 02
- 687,50 руб. - начислена амортизация по оборудованию.
При исчислении налога на прибыль за первый квартал затраты на приобретение введенного в январе в эксплуатацию оборудования учитываются целиком (33 000 руб.) в составе материальных расходов.
Наличие разницы в принимаемых в качестве расходов суммах по оборудованию при исчислении прибыли в бухгалтерском учете и облагаемой базы в налоговом обязывает организацию обратиться к Положению по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" (ПБУ 18/02) (утв. Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н). В этом случае возникают налогооблагаемые временные разницы, поскольку они приводят к образованию отложенного налога на прибыль, который должен увеличить сумму налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах. А это, в свою очередь, приводит к необходимости начисления отложенного налогового обязательства. При начислении же амортизации будет происходить частичное погашение ОНО (п. п. 12, 14 и 18 ПБУ 18/02). Следовательно, к приведенным выше проводкам добавятся:
- в январе:
Дебет 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль", Кредит 77
- 6600 руб. (33 000 руб. x 20%) - начислено отложенное налоговое обязательство;
- в феврале:
Дебет 77 Кредит 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль",
- 137,50 руб. (687,50 руб. x 20%) - частично уменьшена начисленная сумма ОНО.
Последняя проводка будет повторяться ежемесячно вплоть до января 2015 г., когда оборудование в бухгалтерском учете будет полностью самортизировано и произойдет окончательное погашение отложенного налогового обязательства.
Для квартальных авансовых платежей
До начала текущего года только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачивали организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превышали в среднем 3 000 000 руб. за каждый квартал. С 2011 г. не платить ежемесячные авансы по налогу на прибыль могут налогоплательщики, у которых квартальная выручка за последние 12 месяцев меньше 10 000 000 руб. (п. 3 ст. 286 НК РФ).
НК РФ не устанавливает для налогоплательщика обязанности по представлению в налоговый орган заявления (уведомления, сообщения) об изменении им порядка уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль организаций в соответствии с указанным п. 3 ст. 286 НК РФ. Но суммы ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате в первом квартале текущего налогового периода, как известно, принимаются равными суммам ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода (абз. 3 п. 2 ст. 286 НК РФ). А их налоговики берут из налоговой декларации по налогу на прибыль за III квартал 2010 г. (строки 120, 130, 140, 220, 230 и 240 подраздела 1.2 "для организаций, уплачивающих ежемесячные авансовые платежи" разд. 1 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика"). Причем в карточку лицевого счета налогоплательщика они заносятся после представления указанной декларации одновременно с ежемесячными авансовыми платежами за четвертый квартал. При непоступлении же их по первому сроку уплаты (28 января) программой автоматически будут начисляться пени.
Чтобы этого не происходило, организации следует направить в налоговую инспекцию письмо, указав в нем, что налогоплательщиком с 1 января 2011 г. не уплачиваются ежемесячные авансовые платежи в силу новой редакции п. 3 ст. 286 НК РФ. При этом в подтверждение такой возможности желательно привести расчет квартальной выручки за последние 12 месяцев, то есть за 2010 г.
Отметим, что чиновники все же советовали налогоплательщикам сообщать налоговому органу об изменении порядка уплаты авансовых платежей для исключения вопросов о причине неуплаты ежемесячных авансовых платежей (в случае начала применения данного порядка) (Письмо ФНС России от 13.04.2010 N 3-2-09/46). При этом в указанном Письме они подчеркнули, что НК РФ не ограничивает возможность перехода на уплату только квартальных авансовых платежей началом налогового периода. Налогоплательщик вправе применять данный порядок уплаты налога начиная с квартала, следующего за предыдущими четырьмя кварталами, доходы от реализации в которых соответствуют указанному выше критерию.
Пример 2. Согласно налоговой учетной политике организации в 2010 г. отчетными периодами по налогу на прибыль являлись I квартал, полугодие и девять месяцев.
Организация в 2010 г. регулярно рассчитывала величину выручки за четыре предыдущих квартала:
- по окончании 2009 г. - за этот год;
- I квартала 2010 г. - за период со II квартала 2009 г. по I квартал 2010 г.;
- полугодия - за период с III квартала 2009 г. по II квартал 2010 г.;
- 9 месяцев - за период с IV квартала 2009 г. по III квартал 2010 г. - и выводила среднеквартальную сумму дохода от реализации, определяемого по правилам налогового учета. При этом выручка от реализации в среднем за квартал у организации составляла от 3 250 000 до 3 500 000 руб. Поэтому налогоплательщиком в 2010 г. уплачивались в бюджет не только авансовые платежи по налогу на прибыль по итогам отчетных периодов, но и ежемесячные авансовые платежи.
По итогам же 2010 г. средняя величина квартальной выручки от реализации составила 3 650 000 руб. И эта сумма не превосходит установленный в текущем году предельный размер (3 650 000 < 10 000 000).
Руководителем организации принято решение воспользоваться новой нормой п. 3 ст. 286 НК РФ и перейти на уплату только квартальных авансовых платежей по налогу на прибыль. Об этом организация уведомила в произвольной форме налоговую инспекцию, в которой она состоит на учете, представив при этом и расчет средней квартальной выручки за четыре квартала 2010 г.
Указанная норма поставила вновь созданные организации в несколько неравные условия по сравнению с действующими налогоплательщиками. Для них правила уплаты авансовых платежей не изменились. Напомним, что они уплачивают авансовые платежи за соответствующий отчетный период при условии, что выручка от реализации не превышала 1 000 000 руб. в месяц либо 3 000 000 руб. в квартал. В случае превышения указанных ограничений налогоплательщик начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором такое превышение имело место, должен уплачивать ежемесячные авансовые платежи (но не ранее чем по истечении полного квартала с даты его государственной регистрации) (п. 5 ст. 287 НК РФ).
При удержании налога с иностранных организаций, получивших доходы от источников в Российской Федерации, перечислить налог в бюджет налоговому агенту теперь необходимо будет не позднее следующего дня после выплаты дохода (п. п. 2 и 4 ст. 287, п. 1 ст. 310 НК РФ), то есть срок уплаты налога сократился.
Ранее по общему правилу налог с доходов иностранных организаций от источников в РФ налоговым агентам следовало перечислять одновременно с выплатой этого дохода (абз. 7 п. 1 ст. 310 НК РФ). Однако ст. 287 НК РФ были установлены иные сроки для перечисления налога:
- по дивидендам - десять дней со дня такой выплаты (п. 4);
- по иным доходам - три дня после дня выплаты дохода (п. 2).
Налоговики в свое время разъясняли, что налоговый агент должен руководствоваться сроками, предусмотренными ст. 287 НК РФ (Письма МНС России от 26.07.2002 N 23-1-13/34-1005-Ю274, УФНС России по г. Москве от 14.12.2005 N 20-12/92363, от 01.12.2005 N 20-12/88093).
Как видим, законодатель устранил это противоречие, обязав с 1 января 2011 г. налоговых агентов перечислять этот налог не позднее дня, следующего за днем выплаты дохода иностранным организациям.
В те же сроки - не позднее дня, следующего за днем выплаты доходов в виде дивидендов, а также процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, - налоговым агентам надлежит перечислить в бюджет удержанные суммы налога (п. 4 ст. 287 НК РФ).
С начала прошлого года в налоговом учете в соответствии с изменениями, внесенными в п. 11 ст. 250 и пп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ Федеральным законом от 25.11.2009 N 281-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", не признается доходом (расходом) положительная (отрицательная) курсовая разница, возникающая от переоценки требований (обязательств), выраженных в иностранной валюте и представляющих собой выданные (полученные) авансы.
Между тем нормы п. 8 ст. 271 и п. 10 ст. 272 НК РФ в 2010 г. остались неизменными. Доходы (расходы), выраженные в иностранной валюте, для целей налогообложения должны пересчитываться в рубли по официальному курсу, установленному Банком России на дату признания соответствующего дохода (расхода). Обязательства и требования, выраженные в иностранной валюте, имущество в виде валютных ценностей должны пересчитываться в рубли по официальному курсу, установленному Банком России на дату перехода права собственности при совершении операций с таким имуществом, прекращения (исполнения) обязательств и требований и (или) на последнее число отчетного (налогового) периода, в зависимости от того, что произошло раньше.
Таким образом, возникло несоответствие норм НК РФ. С одной стороны, налогоплательщики обязаны пересчитывать в рубли доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте (в том числе и полученные (оплаченные) авансом), согласно требованиям упомянутых норм п. 8 ст. 271 и п. 10 ст. 272 НК РФ. С другой стороны, курсовые разницы по выданным (полученным) авансам не являются доходами и расходами.
Минфин России неоднократно в течение прошлого года (Письма от 24.02.2010 N 03-03-06/1/86, от 02.04.2010 N 03-03-06/1/215, от 13.05.2010 N 03-03-06/1/328) разъяснял, что в случаях оплаты (частичной предоплаты) иностранной валютой стоимость имущества может определяться по курсу Банка России, действовавшему на дату перечисления аванса (дату перечисления авансов, если предварительная оплата осуществлялась в несколько этапов) в части, приходящейся на предварительную оплату, и на дату перехода права собственности в части последующей оплаты. Иными словами, стоимость товаров (работ, услуг), по мнению чиновников, должна определяться аналогично порядку, установленному для целей бухгалтерского учета ПБУ 3/2006.
С 1 января 2011 г. Законом N 229-ФЗ внесены изменения в указанные положения п. 8 ст. 271 и п. 10 ст. 272 НК РФ, в соответствии с которыми исключена норма о необходимости признания на последнее число месяца текущей переоценки по авансам, выданным (полученным) в иностранной валюте. При этом данные изменения распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 г. (п. 5 ст. 10 Закона N 229-ФЗ).
Существенные изменения претерпела ст. 261 НК РФ. К расходам на поиски и оценку месторождений полезных ископаемых законодатель отнес также и затраты, связанные со строительством (бурением) и (или) ликвидацией (консервацией) скважин (за исключением признаваемых амортизируемым имуществом) (абз. 3 п. 1 ст. 261 НК РФ).
Изменен срок учета расходов (абз. 4 и 5 п. 1 ст. 261 НК РФ):
- на подготовку территории к ведению горных, строительных и других работ;
- по охране земель, недр и других природных ресурсов и окружающей среды;
- на возмещение комплексного ущерба, наносимого природным ресурсам налогоплательщиками в процессе строительства и эксплуатации объектов;
- на переселение и выплату расходов за снос жилья в процессе разработки месторождений.
Теперь они будут признаваться равномерно в течение двух лет (раньше - пяти). Но распространяется это только на расходы, осуществленные после 1 января 2011 г. (п. 10 ст. 10 Закона N 229-ФЗ).
С 2011 г. утратил силу п. 3 ст. 261 НК РФ, регламентирующий порядок учета расходов по безрезультатным работам. Затраты по таким работам теперь признаются в общем порядке, то есть с 1-го числа месяца, следующего за месяцем их завершения (п. 2 вышеназванной статьи). Поэтому при признании исследований безрезультатными у налогоплательщика отпадет необходимость восстановления ранее учтенных в общем порядке расходов, как это настойчиво рекомендовали контролирующие органы (Письма Минфина России от 24.10.2006 N 03-03-04/1/706, УФНС России по г. Москве от 30.04.2008 N 20-12/041972).
Также с начала текущего года отменены п. 5 ст. 261 и п. 35 ст. 270 НК РФ, что позволяет включать в расходы затраты по безрезультатным работам, если аналогичные работы осуществлялись на участке недр в течение пяти лет до предоставления налогоплательщику прав на геологическое изучение недр, разведку и добычу полезных ископаемых или иное пользование участком недр на этом участке уже осуществлялось.
Претерпела изменения и ст. 325 НК РФ, регулирующая порядок ведения учета расходов на освоение природных ресурсов. Теперь если налогоплательщик не получает лицензию на право пользования недрами или принимает решение об отказе от участия в конкурсе либо о нецелесообразности приобретения лицензии, то расходы, связанные с этими действиями и произведенные после 1 января текущего года, будут учитываться в течение двух лет (раньше - пяти).
Помимо этого в указанную статью введен п. 6. Согласно новой норме при переходе права пользования участком недр к третьему лицу расходы на освоение природных ресурсов, осуществленные прежним владельцем лицензии, учитываются в порядке ст. 325 НК РФ. Если же переход такого права связан с реорганизацией организации, то признание затрат производится в соответствии с п. 2.1 ст. 252 НК РФ.
С 1 января 2011 г. упраздняются абз. 11 и 12 ст. 275.1 НК РФ. Теперь убытки от использования объектов обслуживающих производств и хозяйств будут признаваться в размере фактических затрат при аналогичности условий осуществления деятельности налогоплательщика и специализированных организаций, для которых такая деятельность является основной (абз. 5 - 8 ст. 275.1 НК РФ). При этом не будет необходимости сравнивать условия деятельности налогоплательщика и специализированной организации, которая находится на территории именно того же муниципального образования, что и налогоплательщик, а соответственно, не нужно применять нормативы, утверждаемые органами исполнительной власти субъекта РФ.
Помимо этого с начала текущего года изменен абз. 10 указанной статьи, в которой прописан порядок учета расходов градообразующих организаций. Согласно этой норме градообразующей организацией признается налогоплательщик, численность работников которого составляет не менее 25% численности работающего населения соответствующего населенного пункта и в состав которого входят структурные подразделения по эксплуатации объектов жилищного фонда, а также объектов, указанных в абз. 3 и 4 ст. 275.1 НК РФ. Затраты градообразующих организаций теперь признаются в фактически понесенном размере без учета нормативов (п. 28 ст. 2 Закона N 229-ФЗ). Ранее вопрос о том, как учесть расходы при отсутствии нормативов, утвержденных органами местного самоуправления, являлся спорным.
Базу текущего налогового периода нельзя уменьшить на убытки, полученные налогоплательщиком в период обложения его доходов по ставке 0% (абз. 2 п. 1 ст. 283 НК РФ).
Отметим, что налоговую базу по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки 20%, налогоплательщику надлежит определять отдельно. При этом ему в силу п. 2 ст. 274 НК РФ следует вести раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым в соответствии с гл. 25 НК РФ предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытков (Письмо Минфина России от 25.11.2010 N 03-03-06/1/740).
До конца 2012 г. по ставке 0% облагаются доходы сельхозтоваропроизводителей от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной ими собственной сельхозпродукции (ст. 2.1 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах"). Данная норма распространяется на тех сельхозтоваропроизводителей, которые не перешли на ЕСХН, а применяют общий режим налогообложения. Причем нулевую ставку налога на прибыль вправе использовать только сельскохозяйственные товаропроизводители, отвечающие критериям, предусмотренным в п. 2 и пп. 1 п. 2.1 ст. 346.2 НК РФ.
Начиная же с 2013 г. размер ставки для них возрастает до 18%. Вот в этот период они и утратят право переносить на будущее сумму убытков, полученных от соответствующих видов деятельности за предыдущие налоговые периоды, когда ими использовалась ставка 0%.
Похоже, указанная норма предназначена также для участников проекта "Сколково". В соответствии с законопроектом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об инновационном центре "Сколково" (на момент подписания номера) в ст. 284 НК РФ законодатель планирует внести дополнения, в соответствии с которыми прибыль, полученная организациями, признаваемыми участниками этого проекта, облагается налогом по налоговой ставке 0% в течение десяти лет с момента их регистрации в качестве таких участников.
Внесенные в НК РФ изменения относительно отсутствия возможности переноса на будущее налоговых убытков, образующихся в период налогообложения доходов по ставке 0%, на наш взгляд, будут относиться и к организациям, признаваемым участниками проекта "Сколково".
К доходам же, которые облагаются по ставке 0% в силу ст. 284 (пп. 1 п. 3 и пп. 3 п. 4) (на момент подписания номера), введенная норма не имеет никакого отношения.
Порядок налогообложения доходов и расходов, возникающих в рамках доверительного управления имуществом, до 2011 г. зависел от того, кто являлся выгодоприобретателем по договору доверительного управления (учредитель управления или третье лицо) (ст. 276 НК РФ).
В частности, учредитель управления и выгодоприобретатель не вправе были признать в налоговом учете убыток по договору доверительного управления (абз. 3 п. 4 ст. 276 НК РФ). Однако данная норма действовала для участников договора, если доверительное управление имуществом осуществляется в пользу выгодоприобретателя - третьего лица (п. 1 ст. 276 НК РФ), то есть если учредитель доверительного управления не является одновременно выгодоприобретателем по такому договору.
Если же учредитель управления является одновременно также и выгодоприобретателем (как чаще всего и бывает), то применялся п. 3 ст. 276 НК РФ. А эта норма не содержала запрета на признание убытков для целей налогообложения прибыли от доверительного управления имуществом.
Начиная же с 1 января 2011 г. убытки, полученные в рамках договора доверительного управления имуществом, не смогут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль ни учредителем, ни выгодоприобретателем независимо от того, являются учредитель и выгодоприобретатель одним и тем же лицом или не являются, в силу введенной нормы п. 4.1 ст. 276 НК РФ (при этом упразднен вышеупомянутый абз. 3 п. 4 ст. 276 НК РФ).
В 2010 г. для целей налога на прибыль и НДФЛ должны были вступить в силу новые правила определения рыночной стоимости ценных бумаг и финансовых инструментов срочных сделок (ФИСС), не обращающихся на организованном рынке (абз. 4 п. 6 ст. 280, п. 2 ст. 305, абз. 6 п. 4 ст. 212 НК РФ). Однако действие указанных норм было приостановлено до 31 декабря 2010 г. включительно (п. 1 ст. 14, п. 1 ст. 15 и п. 1 ст. 16 упомянутого Закона N 281-ФЗ). Законодатель при этом поручил ФСФР России по согласованию с Минфином России утвердить соответствующие порядки определения рыночной стоимости. В конце прошлого года такие порядки были утверждены.
Порядком определения расчетной цены ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке, в целях главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (утв. Приказом ФСФР России от 09.11.2010 N 10-66/пз-н) установлены способы расчета цены необращающихся облигаций, обыкновенных акций акционерных обществ, векселя (дисконтного и процентного), депозитарной расписки. Способы определения расчетной цены необращающихся ценных бумаг, предусмотренные этим Порядком, а также условия их применения налогоплательщик закрепляет в учетной политике. Отметим, что расчетная цена ценной бумаги может определяться и как оценочная стоимость такой бумаги.
Порядком определения расчетной стоимости финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке, в целях главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (утв. Приказом ФСФР России от 09.11.2010 N 10-67/пз-н) предложено несколько способов исчисления расчетной цены, исходя из которой определяется стоимость необращающихся ФИСС, в зависимости от условий форвардного договора, своп-контракта или опционного договора. Налогоплательщик должен закрепить выбранный способ определения стоимости ФИСС в своей учетной политике. Если не могут быть использованы способы, предложенные данным Порядком, то налогоплательщик вправе самостоятельно разработать и внести в учетную политику методику определения расчетной стоимости ФИСС.
Порядком определения рыночной цены ценных бумаг, расчетной цены ценных бумаг, а также предельной границы колебаний рыночной цены ценных бумаг в целях главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации (утв. Приказом ФСФР России от 09.11.2010 N 10-65/пз-н) предусмотрено несколько способов расчета российским организатором торговли, а также иностранной фондовой биржей рыночной цены ценной бумаги, обращающейся на организованном рынке. Установлено, что расчетная цена ценной бумаги, не обращающейся на организованном рынке, определяется в Порядке, установленном для целей налога на прибыль (Приказ ФСФР России N 10-66/пз-н), если в ст. ст. 212 и 214.1 НК РФ не предусмотрено иное.