2010 г. ознаменовался существенными изменениями в Фонде социального страхования РФ. Были введены страховые взносы в ФСС РФ (вместо ЕСН), изменены формы отчета и внедрены технологии электронного документооборота (ЭДО) с электронной цифровой подписью (ЭЦП). Страхователи стали сдавать форму-4 ФСС РФ "Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам..." в электронном виде с ЭЦП.
Согласно Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ с 2010 г. отчетность в электронном виде с ЭЦП обязаны были представлять страхователи, у которых численность работников, в пользу которых осуществлялись выплаты, превышает 100 человек. С 2011 г. такая обязанность распространяется на более мелкие компании - с численностью работников от 50 человек. В связи с этим Фонд социального страхования ожидает значительный рост числа страхователей (до 2 млн) в отчетную кампанию за I квартал 2011 г.
Справка. По данным Фонда социального страхования РФ, отчет в электронном виде с ЭЦП за 2010 г. представили около 340 тыс. страхователей.
В течение 2010 г. некоторые страхователи воспользовались предоставленной Фондом возможностью - сдавать отчетность в электронном виде с ЭЦП через единую точку приема ФСС, используя бесплатный сервис - утилиту ФСС для подписания отчета ЭЦП и шифрования.
Однако, как показала практика, сдача отчетности в Фонд через единую точку приема ФСС является достаточно сложной и многоэтапной процедурой для страхователя, поскольку используются разнородные сервисы и различное программное обеспечение для подготовки отчета в электронном виде, подписания его ЭЦП, шифрования и отправки в Фонд.
Кроме того, бесплатный сервис не исключает необходимость "покупки" страхователем сертификата ЭЦП для сдачи отчетности в ФСС РФ.
Поэтому многие страхователи, ранее уже использовавшие единое и удобное программное обеспечение для представления отчетности в электронном виде в ИФНС, ПФР и Росстат, предпочли бесплатному сервису платную услугу, которую готова оказывать им компания "Такском". Сервис, предоставляемый компанией, а также всесторонняя техническая и информационная поддержка абонентов получили признание среди страхователей. Это подтверждается существенным ростом количества пользователей услуги "Обмен с территориальными органами ФСС", выведенной на рынок компанией "Такском".
Федеральным законом от 08.12.2010 N 339-ФЗ, действующим с 1 января 2011 г., внесены некоторые коррективы в процесс сдачи отчетности. Теперь в отчетную кампанию включено "15-е число месяца, следующего за отчетным периодом", снявшее двоякое толкование понятия "до 15-го числа". Кроме того, Законом введено понятие "представитель страхователя" и установлено его право представлять интересы страхователя "в отношениях с органами контроля за уплатой страховых взносов" (пп. 1 ст. 1). Сегодня уже есть практика подписания отчетов в электронном виде электронной цифровой подписью, сертификат которой получен не первым лицом компании. Владельцами сертификата являются уполномоченные сотрудники страхователя - финансовые директора, бухгалтеры по направлению и другие ответственные лица. Полномочия таких специалистов, как и "налоговых представителей", и правомерность применения ими ЭЦП должны подтверждаться соответствующей доверенностью. К сожалению, пока в Фонде социального страхования не реализованы процедуры, связанные с применением доверенности при электронном документообороте с ЭЦП, аналогичные используемым при сдаче отчетности в ФНС России. Разработка и внедрение механизма регистрации доверенности, ее хранения, применения и идентификации при сдаче отчетности в электронном виде позволит отрегулировать электронный документооборот с ЭЦП.
Первый год электронного документооборота между страхователями и Фондом показал, что действующая технология требует существенной доработки. В целях оптимизации этой технологии специалисты компании "Такском" разработали проект концепции развития электронного документооборота между страхователями и ФСС РФ. Инициировано также создание межведомственной рабочей группы, в состав которой должны войти представители спецоператоров связи.
Отчетная кампания в ФСС за 2010 г. была на редкость "авральной". Помимо очень короткого отчетного периода, отсутствия разъяснений со стороны Фонда о сроках отчетной кампании многие страхователи столкнулись с проблемой нестабильной работы единой точки приема ФСС.
В более выгодной ситуации оказались абоненты компании "Такском", т.к. они знали, что не нужно тратить время на ожидание, получение и сохранение результатов проверки отчета на единой точке приема. За них это делает оператор, который получит и своевременно направит страхователю все ответные документы из ФСС. А с любой проблемой, которая может возникнуть при сдаче отчетности, им всегда помогут разобраться специалисты Центра технической поддержки компании "Такском".
Из-за специфики последней отчетной кампании значительно большему количеству страхователей Фонда потребовалась помощь оператора. Компания "Такском" благодарит за понимание и терпение всех абонентов, которые провели в ожидании ответа оператора чуть больше времени, чем обычно.